В сентябре 1989 года в американской печати появились сообщения о смерти дизайнера одежды Валентины Саниной-Шлее. Эта женщина в 1928--1957 годах была владелицей известного дома моды VALENTINA, в котором одевались звезды Голливуда и Бродвея. Ее называли "русская Шанель" и прожила она 90 лет.
Кто знает, как сложилась бы ее судьба и карьера, если бы не революция в России, которая в одно мгновение изменила не одну судьбу. Еще до великих политических волнений Валентина успела окончить гимназию в Киеве. Позже посещала сценические курсы и мечтала стать актрисой. Играя на сцене Харьковского театра, она познакомилась с великим Александром Вертинским.
«Я понял, что погиб, но без боя сдаваться не собирался, -- вспоминал много лет спустя Вертинский. -- На ней было черное глухое, до горла, платье, а на шее висел на ленточке белый хрустальный крест».
Несомненно, Валентине Саниной льстило внимание этой знаменитости и она была близка с ним -- но только тогда, когда этого хотелось ей.
Валентина умела очаровывать мужчин и держать их на коротком поводке. Вертинский посвятил золотоголовой прелестнице множество романсов. Из некоторых – «Послушайте, маленький, можно мне вас тихонько любить?», «Ты ушла на свиданье с любовником, я снесу, я стерплю, я смолчу» -- становится ясно, что отношения с Саниной для Вертинского были и сладостны, и мучительны.
Именно в Харькове накануне разрыва все в том же роковом 1918 году были написаны такие строчки:
Это все, что от Вас осталось --
Пачка писем и прядь волос.
Только сердце немножко сжалось,
В нем уже не осталось слез.
Все окончилось так нормально.
Так логичен и прост конец:
Вы сказали, что нынче в спальню
Не приносят с собой сердец.
Сердечная рана, нанесенная Вертинскому, еще долго болела. Тридцать лет спустя, уже в 1949 году, Вертинский писал о Валентине Саниной:
Мыши съели Ваши письма и записки.
Как забавны «незабвенные» слова!
Как Вы были мне когда-то близки!
Как от Вас кружилась голова!
Предположительно они расстались в 1918 году, а потом снова встретились через много лет в Нью-Йорке. Валентина тогда уже была известным дизайнером, а Вертинский – популярным исполнителем. Но не Александр Вертинский стал стартовой площадкой к головокружительной карьере Валентины.
Эта киевлянка в годы Гражданской войны, уже после романа с Вертинским, на одной из железнодорожных станций Украины познакомилась со своим будущим мужем, белым офицером Георгием Шлее. В 1921 году Валентина стала его женой.
Не видя перед собой никакого будущего в большевистской России, пара отправилась в Европу. В Италии Валентина пробовала играть в немом кино, потом в Париже сыграла несколько небольших ролей в театре, наконец вместе с мужем они оказались в Нью-Йорке.
Там Георгий стал Джорджем, сделал удачную карьеру продюсера. Это был путь в мир богатых и знаменитых людей. Влияние мужа открыло не одну дверь и перед Валентиной. В обществе на нее обратили внимание не из-за ее актерских амбиций, а из-за ее оригинальной одежды. Молодая женщина не обращала ни малейшего внимания на моду того времени, согласно которой женщины должны были быть похожими на мальчиков.
Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал и читай:
Иоланта Мишкините (с) "Лилит"