Найти тему
Пенсионер с удочкой

Такая привычная безынерционная катушка, а как разобраться в их маркировках?

Оглавление

Вспоминаю дивные времена СССР, когда моделей безынерционных катушек было меньше, чем пальцев на одной руке. И вся классификация сводилась к тому "открытого типа катушка" (Дельфин, ЛЭМЗ, позже - Орион) или закрытого (КСБ). Сейчас от количества моделей разбегаются глаза, каждая фирма уверяет в своей уникальности и неповторимости. И тем не менее, технические решения современных катушек во многом совпадают. Я попросил специалиста отдела развития фирмы "Эко Групп" Дмитрия Круковского рассказать о тенденциях современных безынерционных катушек. Текст "от эксперта" идет обычным шрифтом, мои авторские ремарки и комментарии - курсивом.

В настоящее время безусловными лидерами, завоевавшими рынок, стали катушки открытого типа, поэтому речь пойдет о них.

Специализация катушек

Спиннинговые - стандартные катушки для спиннинговой и поплавочной ловли в пресной воде. Самый распространенный вид катушек.

-2

Типичный представитель "простой" спиннинговой катушки "Shimano EXAGE". Годится и для спиннинговой ловли и для ловли на поплавочную удочку.

Фидерные - имеют шпулю увеличенного размера, с большим показателем намотки лески за оборот ручки (RPT), иногда могут быть оснащены специальной системой, двух фрикционов, обеспечивающих разные режимы торможения шпули (БАЙТРАННЕР), подробнее об этой системе в следующем классе катушек.

На фото типичная фидерная катушка, серии "Black Side" "Guardian" , на втором - она же в сравнении с предыдущей катушкой. Но надо сказать, что это деление очень условно, ту же Шимано 3000, я легко ставлю на легкий трехметровый фидер, а вот Гардиана поставить на 5-метровую поплавочную удочку я бы не рискнул, особенно при условии ловли впроводку.

Карповые -ярко выраженные силовые катушки, крупные корпуса, силовая основная пара, высокий показатель RPT. Байтраннер - система, состоящая из двух фрикционных тормозов и переключателя. Зданий фрикцион настраивается на минимальное сопротивление, и обеспечивает относительно легкий, но не полностью свободный ход шпули, например при поклевке крупной сильной рыбы, защищая удилище от утаскивания в воду, если рыбак отвлекся. После поворота ручки переключатель отключает зданий фрикцион, и переводит на более жестко настроенный передний, на котором и происходит вываживание рыбы.

Фото из открытых интернет источников
Фото из открытых интернет источников

Матчевые - для дальнего заброса относительно легкой снасти. Специальная неглубокая шпуля с увеличенным диаметром.

Тоже сравнение с Шимано. За счет увеличенной шпули катушка ноу нейм (предсерийный образец матчевой катушки), кажется крупнее шимановского трехтысячника, на самом деле механическая часть примерно одинаковая.

Морские - катушки больших размеров, с защитой от воды и коррозии, силовая главная пара, шпули под большое количество толстого шнура.

Собственно отличий от например карповой или фидерной можно джае не разглядеть, просто более мощная механика, и обычно защита от коррозии, которую тоже не видно невооруженным глазом, поскольку касается она в основном частей внутри катушки. Сейчас морские "мясорубки" применяются все реже, поскольку основная масса рыбаков отдает предпочтение силовым мультипликаторным катушкам.

Классификация по передаточному числу

Передаточное число - количество оборотов лесоукладывателя на один оборот ручки катушки.

Силовые - 4,2:1 - 5,0:1 для ловли крупной рыбы, джиг, рывковая проводка. Более устойчивы к большим нагрузкам.

Универсальные 5,1:1 - 5,4:1

Скоростные 5,5:1 и выше - катушки для быстрой проводки, например при ловле жереха, часто - для морской ловли.

Разновидности дужек лесоукладывателя (ЛУ)

Цельные стандартные - больший вес, высокая прочность

-7

Вариант применения - морская катушка, тут лишний грамм веса лесоукладывателя играет меньше значения, чем общая надежность конструкции.

Цельные тонкие - меньший вес, меньшая прочность

-8

Но при высоком качестве материала - снижение прочности вряд ли кто оценит. На многих "шимановских" катушках тонкий проволочный лесоукладыватель - последняя деталь, которая может выйти из строя.

Полые - средний вес, средняя прочность.

-9

Важно не столько материал, сколько правильная форма и высокое качество обработки поверхности, что бы гладкая поверхность дужки давала возможность леске свободно дойти до лесоукладывателя.

Особенности современных качественных катушек - каплевидная концовка дуги, наличие в лесоукладывателе ролика - противозакручивателя, в дорогих моделях силовых катушек (карповых, морских) снабженного подшипником.

Слабым местом многих дешевых катушек является механизм возврата лесоукладывателя из откинутого в рабочее положение.

Подшипники

Обеспечивают плавный ход катушки, увеличивают срок службы подвергающихся износу деталей. Нормальное количество подшипников , обеспечивающих приемлемую работу катушки - 4 - 6 штук.Главное не количество, качество подшипников. Они могут быть "обычные" - из обычной стали, и "высококачественные" из легированной нержавеющей стали. Своими подшипниками известны фирмы "Шимано", которая изначально специализировалась на высокоточных подшипниках, в частности для велоспорта, и "Пэнн", которая специализировалась на подшипниках силовых агрегатов подводных лодок. По мере переноса производств из начальных стран в юго-восточную Азию, качество подшипников разных фирм стало существенно"выравниваться".

В катушках применяется два типа подшипников :

-радиальные шариковые подшипники качения (опоры шестерен, вала главной пары (пиньона), , шпули, кнобов (рукояток), ролик ЛУ)

Пиньон катушки Шимано, фото из открытых  источников
Пиньон катушки Шимано, фото из открытых источников

-радиальные роликовые и игольчатые подшипники качения (обгонная муфта или стопор обратного хода)

Обгонная муфта катушки Шимано
Обгонная муфта катушки Шимано

Как правило, количество подшипников каждого вида указывается раздельно , например если на упаковке катушки написано 5+1 подшипник, то это означает, что в катушке 5 шариковых подшипников и 1 роликовый или игольчатый.

Фрикцион

Назначение фрикциона - защита лески и удилища при сильных рывках рыбы или внезапном зацепе при движении приманки. Фрикционный тормоз сдерживает леску до определенного отрегулированного усилия, и при превышении этого усилия - отдает некоторое количество лески (шнура) за счет вращения шпули.

Дв основных вида фрикциона по расположению органа регулировки: передний и задний. Каждый имеет свои достоинств и недостатки.

Передний - удобство обслуживания, надежность, выше точность настройки

Минусы : дороже и сложнее шпуля, использование во время вываживания требует определенного навыка.

Задний : удобный в эксплуатации, проще конструкция шпули, шпуля легко снимается)

Минусы : менее точный и надежный, механизм внутри тела катушки, увеличивает габарит катушки.

Конструктивно оба вида фрикцион состоят из наборов тормозных дисков - шайб. Металлические, пластиковые или фетровые. Чем больше площадь шайб , тем лучше работает фрикцион, тем точнее и плавнее его регулировка.

Материалы корпуса и шпуль

Основные два требования к корпусу катушки несколько противоречат друг другу. Прочность и легкость. Поэтому на большинство корпусов дорогих катушек используются легкие металлы - магний, алюминий, различные их сплавы. Для более дешевых вариантов - современные пластики на основе карбона или стекловолокна.

Современные ударопрочные пластики вполне могут конкурировать с металлами по прочности.

Некоторые примеры маркировки катушек

Daiwa

Многие катушки Дайва , поступающие в продажу с 2018 год имеют префикс LT, означающий "Light & Touch", то есть легкие и долговечные. Эти катушки имеют меньший вес, относительно одинаковых типоразмеров серий без префикса LT

размеры шпуль обозначаются числом 1000 - 2000-2500- 3000...

Базово размер шпули это показатель, какого диаметра леска может быть намотана в количестве 100 м. То сеть катушка 1000 позволяет намотать 100 метров лески (или шнура) диаметром 0,1 мм, 2000 - 100 метров лески 0,2мм, 3000 - 100 м лески 0,3 мм. На самом деле все давно уже немного не так, но ориентироваться в относительных размерах катушек по этому показателю можно достаточно хорошо. Катушка 3000 всегда будет существенно больше 1000.

Варианты катушек со шпулей меньшей емкости маркируются либо цифрой 10 (2010 - это значит, что на шпулю войдет не 100 метров лески 0,2мм, а только 50 м), или буквой S

Например :

LT 1000 S - P - Облегченная катушка "тысячник" со шпулей меньшей емкости и P - пониженной передачей

LT 2500 S - XH - облегченная катушка, размер 2500, шпуля малой вместимости , сверхвысокое передаточное число.

Аббревиатура "FC" перед "LT" расшифровывается, как "Finesse Custom", означает еще более облегченную версию чем LT, в частности , у всех катушек серии FC "по умолчанию" более мелкая шпуля, рассчитанная на применение тонких шнуров и лесок, соответственно и предельные значения настройки фрикциона у них тоже существенно ниже, чем у основной серии, тк же облегченная ручка.

"QD" перед "LT" - наличие системы быстрого отключения (и включения) фрикционного тормоза "Quick drag"

"DH" после цифрового обозначения - наличие у катушки двойной ручки (Duble Handle)

Shimano

Цифры 1000, 2000... и т.д. так же обозначают размерность шпули, но в отличие от Дайвы с метрической системой, в Шимано базовой является японская нумерация лесок, и базовая намотка - 150 метров.

То есть шпуля 1000 без дополнительных обозначений, будет вмещать в себя 150 метров лески (шнура) размера #1 (0,165мм - в метрической системе), а значит катушка Шимано с одинаковым индексом будет существенно более лесоемкой, чем Дайва аналогичной маркировки.

Но зато вариантов шпули одного типа может быть пять: без буквенной маркировки в конце - это "большая" или стандартная шпуля, описанная выше, или могут быть еще 4 варианта буквенной маркировки после числа: "М" , "МS", "S", "SS" - означающие соответственно "Средняя", "Малая средняя", "Малая" и "Сверх малая", причем количественно намотка на среднюю находится не вполовину от стандартной, а всего лишь вполовину разницы между стандартом и "Малой средней".

Еще один интересный момент, что по весу каждая из шпуль облегченной маркировки, будет таак же меньше шпули предыдущей маркировки.

Буква "С" перед обозначением размера катушки означает "компактный вариант" корпуса, то есть катушка С 3000 М будет иметь корпус от предыдущей маркировки, то есть от размера 2500, а шпулю 3000 средней емкости.

Маркируются 3 градации передаточного числа, которые так же стоят после рзамера шпули, но градаций не 3, а 4 просто стандартная (средняя) передача не маркируется. Порядок следования и условные обозначения: PG - пониженная передача - самая "силовая" катушка ; обычная передача (без маркировки); HG повышенная передача; XG экстра высокая передача - самая "быстрая" катушка.

Еще могут быть варианты маркировок двойной ручки, право- и лево- сторонних катушек, но они видны на самой катушке, трудно перепутать катушку с двойной и одинарной ручками, джае без маркировки.

Могут иметь значения маркировки:

"SW" - катушка для соленой (морской) воды, устойчива к коррозии.

"XD" - повышенная выносливость, обладает целым набором свойств: повышенная прочность деталей механизма; повышенная герметичность; усиленный фрикционный тормоз.

Ну и последняя, забавная маркировка, которая не несет в общем-то технической информации, но говорит о том, что катушка сделана для европейского рынка -"F" в конце маркировки. В частности , катушки выпускаемые для европейского рынка комплектуются второй шпулей, в отличие от катушек рынка азиатского.

"D" - передний фрикцион

"R" - задний фрикцион