30,5K подписчиков

Посмотрела новый вариант «Чука и Гека». Рассказываю, как восприняли фильм взрослые, а как дети, и стоит ли идти в кино

25K прочитали

«Тридцать лет и три года» не была в кино, но случился неожиданный приезд на новогодние каникулы племянников и премьера на большом экране «Чука и Гека». Пошли окультуриваться. Что из этого получилось и стоит ли смотреть новую экранизацию рассказа Аркадия Гайдара.

Справедливости ради и в защиту режиссера стоит отметить, что в начале фильма деликатно упомянули, что рассказ «взяли за основу». Спасибо и на этом. Ведь Гайдар до такого откровенного фэнтези вряд ли додумался бы. Приключение получилось действительно «большое».

🎬 Чук и Гек. Большое приключение (2022)

Кадр из фильма «Чук и Гек. Большое приключение», 2022 год, режиссер Александр Котт
Кадр из фильма «Чук и Гек. Большое приключение», 2022 год, режиссер Александр Котт

С книжной историей братьев Чука и Гека, сыновей начальника геологической партии Серегина – знакомы, конечно, все.

«Жил человек в лесу возле Синих гор. Он много работал, а работы не убавлялось, и ему нельзя было уехать домой в отпуск. Наконец, когда наступила зима, он совсем заскучал, попросил разрешения у начальников и послал своей жене письмо, чтобы она приезжала вместе с ребятишками к нему в гости. Ребятишек у него было двое – Чук и Гек. А жили они с матерью в далеком огромном городе, лучше которого и нет на свете. Днем и ночью сверкали над башнями этого города красные звезды. И, конечно, этот город назывался Москва…»

С этих первых слов рассказа Гайдара берет начало и старый фильм 1952 года, и новый 2022 года.

Кадр из фильма «Чук и Гек. Большое приключение», 2022 год, режиссер Александр Котт
Кадр из фильма «Чук и Гек. Большое приключение», 2022 год, режиссер Александр Котт

И как же мне понравилось это начало! Я, затаив дыхание, смотрела, как по советской коммунальной квартире, обвешанной и заставленной тазами, лестницами, чемоданами, ящиками, лыжами и велосипедами, носятся неугомонные братья Чук (Андрей Андреев) и Гек (Юрий Степанов). Как озорничают на концерте, где выступает их мама (Юлия Снигирь) и как все вместе радостно и грустно одновременно, читают письма от папы (Владимир Вдовиченков).

Это первый плюс для меня – время не изменили. Журнал «Пионер», советские игрушки, шикарное красное мамино пальто, детские смешные шубки. Дух эпохи сохранили.

Вообще, первая половина фильма удивительно легко прошла. И я даже обрадовалась, что такой хороший семейный новогодний фильм сняли. Потому что было очень красиво и мило всё, начиная от костюмов, купейного вагона и желания встретить Новый год с папой, заканчивая видами суровой заснеженной тайги. Режиссеры добавили в фильм еще пару сюжетных линий:

  • историю, связанную с реальной семейной легендой Гайдаров, про любимую ёлочную игрушку мамы – старинную фарфоровую куколку
  • и сказы Бажова, в частности, про Хозяйку Медной горы

По изменениям основы - даже тот факт, что Гек из младшего стал старшим братом, да к тому же уже пионером (а это минимум несколько лет прибавили герою), и что история с телеграммой абсолютно иная, не смутил. Делаем скидку на «на основе рассказа». Как вы помните, у Гайдара братья попросту её потеряли и побоялись признаться маме. Здесь же, видимо, учитывая новый возраст и из желания придать «огонька» истории, Гек получает срочное известие от папы, читает и сжигает. Он очень хочет увидеть папу, «рассчитывает» время пути и думает, что до 31 декабря они успеют доехать до Комсомольска-на Амуре. Собственно, они и успевают, но дальше начинается новогодний квест.

И все оставшееся время я сидела со скептическим выражением лица и не переставала удивляться буйной фантазии автора. Ведь фантазия – это, конечно, хорошо. Но всему есть мера, товарищи!

Минимум полутораметровый лед треснул в декабре, московские дети ориентируются в непролазном лесу, сушат тулупчики, валенки и ватные штаны, насквозь промокшие от ледяной воды, сидя на морозе без шапок и еще куча подобного нереального бреда под видом детских фантазий.

Да, я понимаю, что это современное кино, рассчитанное в первую очередь на современных детей, понятия не имеющих, что такое тайга. Но почему так откровенно тупо? Зачем настолько «съезжать» в галиматью и превращать Чука и Гека в супер-героев, которым под силу вообще всё? Вера в чудеса, надежда на победу в любой, даже самой безвыходной ситуации – это прекрасно. Но это же не сказка. И хотелось бы, чтобы дети осознали опасность, и вынесли хоть какой-то поучительный урок из всей этой истории. Потому что мне, например, непонятно, почему на сторожа – лесника напал медведь и сильно ранил его, а дети вышли «сухими из воды» из абсолютно всех передряг и даже не поняли, чем их самоуправство могло закончиться.

Дети-зрители тоже не поняли. А как тут понять, когда, Гек на санках от волков весело уезжает, а Чук на «ожившем» игрушечном деревянном грузовичке по тайге путешествует?

Разумеется, и я, и мой 17-летний сын, и моя сестра – в некотором недоумении от фильма, мягко говоря.

А дети сестры (мои племянники 6 и 9 лет) - в восторге от сногсшибательных трюков, которые демонстрировали с экрана Чук и Гек.

Они вышли из кино, уверенные, что маленькие городские мальчики легко и непринужденно, наплевав на все просьбы мамы, могут отправиться НОЧЬЮ в зимнюю тайгу, убежать от стаи волков и медведя, укрыться от метели и мороза, НЕ заблудиться, спастись из ледяной проруби… Одним словом, совершить невозможное - выжить. Причем играючи. Да еще и месторождение для папы-геолога найти, которое он с коллегами-профессионалами обнаружить не смог.

Что и требовалось доказать, увы.

И дело не в том, что мы, взрослые, не смогли смотреть фильм «детскими» глазами. Дело в том, что хорошая реалистичная история превратилась в сказку наподобие «Последнего богатыря», разве что волшебный меч братья Серегины из Москвы в своих красивых и ярких чемоданчиках не привезли.

Кадр из фильма «Чук и Гек. Большое приключение», 2022 год, режиссер Александр Котт
Кадр из фильма «Чук и Гек. Большое приключение», 2022 год, режиссер Александр Котт

Возможно, кто-то из вас посчитает, что я придираюсь. Мне такое говорили и в случае с новыми версиями «Три орешка для Золушки», «Ирония судьбы», фильмом «Серебряные коньки» и даже ремейком «За бортом». Что ж, посмотрите «Чук и Гек. Большое приключение» и сделайте свои выводы.

Для меня же первая половина – чудесна. Вторая – просто огород из нелепостей, простите.

Расчет на то, чтобы взрослые просто повели детей в кино. Всё. Просто фантастика, с выводами о том, что мы бы еще круче с волками расправились, и еще быстрее из ледяной проруби вылезли.

А вы уже успели сходить на «Чука и Гека»? Что скажете?