К новогодним праздникам российские кинематографисты неплохо подготовились, выстрелив целой серией новых фильмов для семейной аудитории. Одной из премьер уходящего года стал фильм «Чук и Гек. Большое приключение».
Для представителей старшего поколения, ещё того, советского, сразу, конечно, вспоминается забавный рассказ писателя Аркадия Гайдара. А ещё и отличный детский фильм «Чук и Гек», тоже старый, советский, чёрно-белый.
Новый фильм мы с ребёнком посмотрели аккурат в новогодний вечер. И сразу после просмотра захотелось перечитать оригинал, поскольку стало понятно даже уже в кинозале, что от авторского произведения там немного осталось. А когда пошли титры, то увидели и фразу, что это «по мотивам …». Даже старый фильм, хоть и вспомнился лишь только какими-то краткими фрагментами, как кажется, был снят строго по рассказу Гайдара.
Одним словом, создатели нового фильма, даже приставив к именам мальчиков – главных героев рассказа дополнение, - «Большое приключение», сразу заявили о соответствующем жанре кинокартины. Взяв лишь фабулу рассказа – приезд семьи Серёгиных, мамы с двумя сыновьями, Чуком и Геком, из Москвы, под Новый год, в тайгу, к мужу-геологу, ушедшему накануне их приезда с товарищами в экспедицию, создали приключенческий, развлекательный фильм с вкраплениями поучения непослушным детям, советов родителям таких детей, и создали картинку идеальной, дружной и любящей семьи.
В этом фильм не отступил от традиций советского кино, особенно 30-50-х годов, когда на экране лепился образ идеального советского человека: красивого и душой и внешне, с правильными поступками. И это понятно, ведь рассказ был написан в конце 30-х годов прошлого века.
Поэтому и в новом фильме папа-геолог в исполнении Владимира Вдовиченко, практически ничего не говоря и не играя, самим собой, своей ослепительной улыбкой (так и хочется сказать – голливудской) демонстрирует и верность долгу, и любовь к семье, и устремления советской страны, стремящейся стать великой индустриальной державой.
Если с папой всё ясно и придумывать ничего было нельзя, чтобы не разрушить сам замысел истории, то с мамой в рассказе Гайдара было всё неопределённо. Поэтому мама в исполнении Юлии Снегирь становится эстрадной певицей. И тем как хрупкая, изнеженная городская женщина храбро принимает решение ехать с двумя детьми в дремучий лес где-то в «Синих горах», тоже создаётся образ верной жены и матери, готовой лететь на крыльях к любимому в лесную избушку, стойко переносить тяготы таёжного житья, чуть ли не как декабристка.
С ребятишками Гайдар тоже определённости никакой не дал. В рассказе указывается только, что разница в годах у них был один год. На старых иллюстрациях к рассказу их изображали весьма маленькими, может, 5-6 лет. Их поступки и мысли указывают как раз на такой возраст. В новом фильме разница в возрасте уже больше, где-то 6 и 10-11 лет, судя по маленьким артистам. Более старший возраст мальчика понадобится для того, чтобы пустить его в опасное приключение: поиск мамы, ушедшей за врачом для раненого таёжника, и младшего брата, пустившегося на поиски мамы. И в этом путешествии старший брат, вечно по пустякам ссорившийся с младшим, будет взрослеть и учиться ответственности.
Смотрится фильм легко и интересно благодаря красивой картинке и оригинальным находкам сценариста и режиссёра. Это и выдумка с картой маршрута поезда и героев кинокартины наподобие настольной игры, которые были очень популярны в то время, и вид величественной и бескрайней заснеженной тайги и гор, и сцены с дикими животными, и появление девочки-волшебницы – хозяйки Синих гор, указавшей младшему мальчику на жилу молибдена, которого и разыскивала экспедиция, и ожившие игрушки, помогающие детям в их опасном приключении. Но есть в этом фильме и нечто наивное в придуманных действиях героев, что в реальности вряд ли могло закончиться благополучно. Но фильм всё же рассчитан на детскую аудиторию, а дети мало задумываются о логике не только своих поступков, но и чужих.
Видимо, для большей реалистичности в изображении того довоенного времени в фильме герои станут проживать в коммунальной квартире с ещё двумя соседями, хотя в рассказе есть точно указание, что жили Серёгины в отдельной квартире, что вполне соответствует статусу папы – начальника геологоразведывательной экспедиции. Но чудаковатые соседи добавят фантасмагоричности этому фильму.
Так что, если у вас есть дети, даже вполне большие, отправляйтесь в Большое путешествие с героями фильма. Для новогоднего вечера встреча с Серёгиными и их друзьями оказалась вполне приятной.
Понравился рассказ? Тогда жмите лайк и подписывайтесь на канал. Будем рады Вашим комментариям.