В 2009 году мэтр отечественного тренерского цеха, трехкратный олимпийский чемпион Виктор Тихонов дал большое интервью «СЭ» в рубрике «Разговор по пятницам». В нем он рассказал об отношениях с игроками.
Одно из самых откровенных интервью великий хоккейный тренер Советского союза Виктор Тихонов дал уже задолго после окончания своей блистательной карьеры — в 2009 году. В нем он раскрыл очень много деталей, которые раньше оставались тайнами, развеяв немалое количество слухов и народных баек. Авторы рубрики «СЭ» «Разговор по пятницам» Юрий Голышак и Александр Кружков узнали немало интересного.
- Жлуктов рассказывал, какая была забава в те времена — забросить водочную бутылку за забор базы, чтоб главный тренер не обнаружил. Зато как весна — эти подснежники открывались миру...
— Я этого не видел. Но раз прятались — значит, боялись. К сожалению, пьянство в России искоренить невозможно. Разве что сузить границы.
- У Лобановского были глаза и уши по всему Киеву. А у вас — по Москве?
— Не сказал бы. Любое ЧП мгновенно становилось известно, моих ребят все знали в лицо. Были очень серьезные происшествия — и приходилось выручать.
- Одна история с Фетисовым чего стоит — тот подрался в Киеве с охранником стоянки.
— Да. Мы с врачом помчались к начальнику отделения — нам выдали на руки штук двадцать всяких документов. Я Фетисова тогда сразу из капитанов убрал.
- С Лобановским на эту тему говорили?
— Конечно. Тот усмехнулся: «Виктор, не верь сказкам. Фетисов с моими орлами гулял. Они по части выпивки — о-го-го». Еще был случай с Ларионовым, который сбил человека на машине. Счастье, что ненасмерть — год парня лечили.
- У Жлуктова такая же история.
— Жлуктов в отличие от Ларионова поддатый был за рулем. Мне руководство говорит: «Выгоняйте его к чертовой матери!» Но я сохранил игрока для хоккея.
- Больших трудов стоило?
— Андропов дал полный карт-бланш. Так что я сам решал, кого убирать, а кого оставлять.
- Часто его именем пользовались?
— Я собирался отчислить одного из ветеранов (Александра Гусева. — Прим. «СЭ»). На партийном собрании на меня накинулись: «Что вы себе позволяете?! Это заслуженный мастер спорта, майор...» Вот тогда и сказал: «Сейчас при вас наберу номер. Будете объясняться не со мною, а с Юрием Владимировичем». Все моментально замолчали. Андропов, когда забирал меня из Риги, предупредил: «Спать будешь по три часа, но наведи порядок. Знаю, что происходит в команде, — любого можешь выгонять».
- У вас был прямой телефон к Андропову?
— Разумеется. Но ни разу им не воспользовался. Он сам вызывал. Например, в первый мой сезон в сборной на турнире «Известий» проигрываем чехам — 3:8. Тогда перед матчем напросился в команду экстрасенс. Я, говорит, могу поработать с Третьяком — он ни одной не пропустит.
- Согласились?
— Да. А Владик таких восемь шайб получил, каких в жизни не запускал.
- И что экстрасенс?
— Исчез. Не видел его больше. Ау нас оставалась игра со шведами. Заехал посмотреть их матч, вдруг ко мне подходят люди из КГБ: «Вас Андропов вызывает». Подождите, говорю, досмотрю игру — и поедем. Они чуть голос повысили: «Виктор Васильевич, Андропов! Машина стоит».
- Бранился?
— Встретил хмуро: «Что скажешь?» Отвечаю: «Может, и к лучшему такое поражение. Вот-вот чемпионат мира в Праге, там будет легче». Андропов нахмурился: «А ты сегодня в трамвае, метро ездил? Слышал, что народ говорит об игре сборной?»
Больше историй про хоккей, звезд прошлого и настоящего — в нашем разделе.