Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в Тридевятое царство. Что это за место? Почему все сказочные герои так спешат туда? Узнаете из этой статьи.
Итак, для начала надо понять, что сказка является отражением и осмыслением жизни человека, обрядов, верований и мифов, в которых он существовал. Основу сказки составляют перемещения героя из одного пространства в другое и обратно.
Как и в мифе, в сказке пространство традиционно его делится на "свое" и "чужое".
Свое - это "родной дом", из которого герой начинает свое странствие.
Что зовёт героя в путь? Важно,что без этого зова не начнется сказка.
Итак, у героя в жизни случается переломное событие:
* герой достигает определеного возраста и приходит пора жениться; *отец или злая мачеха выгоняют из дома;
* крадут брата, жену и ТД.
Помните, что говорит царевна, отправляясь в "чужое" пространство?
«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве! Прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха железных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня!»
Башмаки, посох, просвиры (хлеб) - именно те предметы, которыми древние снабжали умерших, готовя их к путешествию в иной мир. Чужой мир-мир загробный и для путешествия в него нужна соответствующая подготовка, поэтому все сказочные герои не одним махом попадают туда, а постепенно, делая остановки. То яблонька, то ручеек, то печка, то избушка.
Ещё важно, что чужое пространство труднодостижимо, огорожено препятствием: лес, море, пропасть.
В лесу обитает Баба Яга-волшебный помощник. Она готовит героя к путешествию в иной мир, дарит волшебные предметы, проводит обряды, открывает секреты общения с представителями другого мира. Подробно о бабе Яге предыдущий пост.
Для преодоления препятствий герой использует различные способы: надевает сапоги-скороходы, садится на ковер -самолет, зашивается в шкуру животного и т.д., либо появляется провожатый ( волк, клубок, заяц).
Все способы переправы описывают нам путешествия покойника в загробный мир и таят в себе корни забытых обрядов.
- Чужое пространство в сказке имеет черты:
*неопределённости – неизвестно сколько вёрст;
*формальности;
*не работают физические законы – сколько ни иди, сапоги не стираются.
"Чужое пространство" (Тридевятое Царство, Лес, Подводное Царство) – иной мир, царство нежити. Что же мы знаем об этом царстве?
В разных сказках оно может находиться просто где-то очень далеко, на высокой горе или даже внутри горы, под землей или под водой, но каких-то специфических подземных или подводных особенностей в нем, как правило, нет. Часто герой, попав туда, даже удивляется: «И там свет такой же, как у нас».
Тридевятое царство представляется нам как изобильное, в нем есть невероятные, волшебные вещицы. Там же и украденные родственники. Но оно опасно, враждебно и может погубить. Там обитают существа иного мира и нужно уметь с ними обращаться.
Тридевятое царство практически пустынно, но в нем всегда богатый золотой дворец. Золотые атрибуты у жителей загробного мира. Золотые башни, мосты, колесницы, троны. Предметы, которые нужно забрать из царства тоже золотые. Главная отличительная черта этого царства, его печать - золотая окраска всего, что к нему принадлежит.
Но эти вещи охраняются мощными силами:драконами, змеями, Кощеем. Герой должен доказать, что достоит обладать этими вещами. Происходит сражение: физическое, когда идёт бой; интеллектуальное, когда герою загадывают загадки. Таким образом, герой проявляет себя уже не как ребенок, а как личность зрелая.
Иной мир – страна изобилия. Там обитают золотые животные: олень-золотые рога, свинка-золотая щетинка, золотая коза. Яйца, шкатулки сделаны из золота. Золотая окраска это ещё и выражение солнечности, ведь верования древних славян были связаны с Солнцем как с божеством.
Солнце это неиссякаемый источник тепла, энергии и богатства. Именно поэтому в Тридевятом царстве изобильно текут молочные реки и берега из киселя. Эти детали ещё раз указывают нам на принадлежность Тридевятого царства к миру мертвых, т.к. кисель-обрядовая поминальная еда, а молочные реки символизируют Млечный путь, по которому души уходят в иной мир.
Итак наш герой хитростью/силой/сноровкой получает то, что ему было нужно. Приносимые из Царства вещи сулят обладателю несметные богатства и его трудовая деятельность в "своем'' мире может завершиться. Зачем тебе трудиться, если есть скатерть-самобранка? Но вот тут таится очередное испытание: насколько у героя хватит выдержки? Не все справляются с такой властью и погибают от чрезмерного использования магического предмета.
Наш герой покидая мир мертвых, должен пересечь реку–тогда он будет в безопасности. За рекой законы иного мира не действуют и погоня уже не страшна.
Путешествие в загробный мир представляется как этап взросления. А все приключения героя являются отголосками древних обрядов посвящения.
Очень хорошо прослеживается деление пространства на "свое" и "чужое" в "Ночи перед Рождеством".
Во-первых, кузнец получает задание: достать черевички от самой царицы.
Задумал жениться? Выполняй, задача поставлена.
Вакула обращается к колдуну за советом.
Тут же получает волшебного помощника-черта и покидает пространство Диканьки.
Оказывается в Петербурге, в пространстве враждбеном. При помощи черта встречает там ещё помощников -казаков. Надевает для визита к царице их платье, т.е..становится для них "своим". В час икс он просит те самые черевички. Получив желаемое, возвращается домой.
Волшебный предмет в руках невесты, хоть он уже ей и не нужен. Вакула, после такого поступка, конечно стал мужчиной в глазах отца и тот без страха передает ему свою дочь. Все счастливы.
Ну а мы продолжим разбираться в тайнах русского фольклора.