Сербия и Хорватия
К Рождеству у сербов, хорватов, словенцев принято специально откармливать домашнюю живность. В Сербии - это свинья, в других областях - свинья, овца, гусь, индейка. Из них готовят праздничное блюдо, которое называется по-разному в разных областях: печеница, божипар, заоблица, веселица, божак, божура, божица. В сочельник и на Рождество за праздничным столом собирается вся семья и он должен выглядеть как можно красивее, поэтому женщины украшают даже ножки. Столу отводилась роль своеобразного домашнего жертвенника. На стол и под него ставили самые разные предметы, символизирующие процветание и плодородие, защиту от злых сил. Иногда вместе с сеном под скатерть или под стол сыпали семена и зерна разных культур. Одним из центральных событий был приход первого посетителя - полазника. Иногда в роли полазника могли быть домашние животные - вол, свинья, овца, теленок. Обычай наделять животных функциями полазника был распространен у сербов, черногорцев, морватов, словенцев, а также у мусульман славянского происхождения. Например, у словенцев это был баран или петух, которого водили по комнате вокруг стола и здесь же кормили. У сербов был вол, которого кормили чесницей. Приход полазника был окружен разными действиями магического характера. Он наравне с хозяином дома участвовал в преломлении чесницы, начинал есть печеницу, резал петуха или курицу. В других местностях ему отдавалась более пассивная роль и его просто угощали. Полазник как личность, приносящее счастье семье, выполнял действия, которые должны были обеспечить благосостояние семье. Входя в дом, он поздравлял всех с праздником и сыпал по дому зерно, принесенное им в рукавицах, а домашние посыпали его зерном. Полазника хорошо угощали и дарили ему подарки - калач, колбасу, яблоки, иногда деньги.
Почти везде были обходы коледников с пожеланиями счастья. В Словении коледники или полазичи - носили с собой прутики, ритуальное прикосновение к которым считалось магическим. Ударяя легонько ими девушку, говорили - "к мужу, к мужу!", парня - "к жене, к жене!" Всем остальным членам семьи желали здоровья. У македонцев существовал похожий обычай: группа детей с пучками прутьев (василичарками) в руках обходила дома и перед каждым трижды возглашала: "Сура година, веселаа божа"; а когда их впускали в дом, они этими василичарками ворошили огонь в очаге или бадняк, приговаривая: "Сколько искр, столько дочерей, сколько деревянных гвоздей, столько сыновей". За это они получали подарки. В Словении и Черногории в новогоднее утро дети ходили поздравлять своих родственников и соседей, за что те давали им мелкие деньги. По обычаю, эти деньги втыкали в апельсин или яблоко, которые дети носили с собой.
На Новый год были распространены гадания. Гадали по луковице, разрезанной на 12 долек. Их посыпали солью и по обилию сока определяли погоду в каждом месяце будущего года. Выкладывали на столь десять разных предметов: сосновая веточка (счастье), кольцо (свадьба), кукла (рост семьи), деньги (богатство) и т.д., и накрывали их меховой шапкой. Каждый должен был трижды вытащить предмет, и если ему все время попадался один и тот же предмет, это значило, что в течение года в его жизни произойдет событие, связанное с символикой данного предмета.
Болгария
В Болгарии часто гадали на продуктах: серебряная монета, найденная в хлебе - на счастье, полный орех - здоровье, а пустой - болезнь. Девушки не съедали первый кусок обрядового хлеба, а клали его под подушку - чтобы приснился суженый.
В то время как обычаи в рождественскую ночь по всей Болгарии почти одинаковы, по форме колядования можно четко выделить две области: западную и восточную. Колядники организовывались в дружины - четы, куды. Дружины состояли только из мужчин - женатых или неженатых, но относительно молодых. Они были одеты по-праздничному, шапки украшались цветком и нанизанными на нитку пуканками (нагретыми в печке кукурузными зернами), носили свежесрезанные палки из кизилового дерева, на которые нанизывались собранные караваи. В Северо-Восточной Болгарии предводитель куды назывался царем. Одет он был в вывернутый кожух, украшенный стручками красного перца. В его обязанности входило произносить благословения при получении обрядовых хлебов. Сюжеты песен имели величальный характер и были связаны с жизнью и трудом земледельца, насыщены пожеланиями здоровья, счастья всем членам семьи, плодородия и богатства. Колядование кончалось утром в Рождество, когда дружина собиралась на сельскую площадь, где были торги девичьих караваев. Каждый парень старался купить каравай у своей любимой. На Богоявление колядники угощались частью собранных продуктов. Другую часть продавали, а деньги раздавали бедным или жертвовали школе, церкви. В Западной Болгарии нет собственного коледования или коледников. Только в окрестностях Софии были коледары, колежане, состоявшие из мужчин в масках. Среди них было два пожилых персонажа: старец и баба. Старец был одет в кожух мехом наружу, обвешан колокольчиками и носил деревянный молот или саблю. Обычно он охранял бабу от других колядников, которые старались ее украсть.
После освобождения Болгарии от турецкого ига (1878 г.) в городах на Рождество стали наряжать елку. Этот обычай в деревне не прижился, в городах перенесен на Новый год, в народе больше известен как Василов дън, Василия, Василица, Васил, Сурваки. Считается, что "сурва" и другие происходят от "суров" - сочный, зеленый. Важнейшими моментами праздника являются: обрядовая трапеза, сурвакание (обход домов с поздравлениями), ладувание (гадание по кольцам или букетикам, опущенным в воду; сопровождаемые песнями), дружины ряженых.
Канун Нового года похож на канун Рождества, только ужин скромный и главное блюдо - свиная голова. Новогодние обрядовые хлебы имеют те же названия, форму, украшения. Пекли специальный сромный слоенный пирог - баница, плакета, млин, в который запекали серебряную монету, а сверху вставляли кизиловые почки, обозначающие поля, виноградники, домашних животных.
Румыния
В некоторых районах Новый год называли "малым Крэчиуном" или "малым Рождеством", и "братьями Крэчиуна". Особенно торжественным был канун Нового года - вечер на святого Василия. Сразу после захода солнца в каждом доме пред иконой Христа зажигали свечу из чистого воска, которая горела всю ночь, "чтобы счастье могло зайти в дом". Двери и пороги в доме, помещениях для скота, в овинах обмазывали чесноком и топленным жиром. На домашних животных ставила знак креста и мазали всех членов семьи. По народным поверьям, так можно было уберечь себя от козней дьявола и стригоев (злых духов), которые ночью бродят вокруг дома и пытаются выдоить коров или нанести какой-нибудь ущерб человеку. В новогоднюю ночь раскрываются небеса и люди могут увидеть Бога в окружении святых. Но это дано не всем - только людям строгой и праведной жизни. По румынским поверьям небеса раскрывались не только на Новый год, но в канун Рождества , Крещения и Пасхи. Люди верили что все это происходит очень быстро и тот, кто увидел, может просить у Бога все, что захочет. В новогоднюю ночь может разговаривать и скот, но чтобы избежать несчастья подслушивать его нельзя.
В Новый год распространены колядки - парни ходили по домам, распевая их, произнося поздравления и пожелания. Все это сопровождалось хлопаньем бича и веселым шумом. Ни один дом не пропускали колендаторы. В сочельник в этом шествии принимали участие все от мала до велика. В канун святого Василия размах праздника несколько утихал. Зато в это время он специально посвящался плодородию земли - плугушорул - колядки пахаря - один из самых древних и красочных новогодних обрядов. В канун Нового года, как только стемнеет, ребята ходили по домам и колядовали. В это время они проводили по снегу первую борозду. После произнесения поздравлений хозяева дома дарили плугурашем калачи, орехи, яблоки, деньги. Так они ходили от дома к дому до полуночи. А потом, разделив подарки и пожелав друг другу счастья в новом году, расходились.
Канун Нового года был посвящен разного рода гаданиям. Прежде всего стремились угадать погоду в новом году. Для этого был луковый календарь- луковицу делили на двенадцать долек - на двенадцать месяцев. Затем дольки посыпали солью и оставляли на всю ночь. Наутро по количеству выступившей на них влаги предсказывали, какой из месяцев будет сухой, а какой дождливый. Один из святочных обрядов проходил таким образом. Хозяйка дома накрывала стол чистой скатертью, а хозяин ставил на него кадушку с водой. Подавался знак, что верджел начался, и каждый, кто хотел узнать свою судьбу, кидал в воду какой-нибудь предмет: ножик, крест, кольцо, сережку. Из количества присутствующих выбирали мальчика 10-13 лет, который должен был доставать вещи из воды. Все отходили от стола, а мальчик с речистым стариком - верджелатор или "вестник Нового года" - подходили к столу. В каждой руке старик держал по зеленой веточке и постукивал ими по краю кадушки, произнося колядку, после чего мальчик доставал из воды вещь. Если владелец находился, верджелатор говорил, когда бог даст ему счастье (на Новый год, Крещение или другой праздник). Вещь возвращали владельцу, а гадание продолжалось пока все вещи не были розданы. После этого хозяин дома снимал со стола кадушку, выливал воду, наполнял ее вином и ставил на стол. Начиналось веселье, а парни и девушки танцевали до утра.
В новогоднее утро дети от 3 до 12 лет ходили по домам с зеленой веткой яблони или груши, украшенной разноцветной бумагой, блестками, позолотой и искусственными цветами - сокрова. О сохранении этих веточек заботились матери семей, которые собирали их в день святого Андрея (30 ноября). Дети ходили в дом с пожеланием счастья и долгих лет, подражая мычанию быков. Они касались веточкой каждого члена семьи. Так же поступали со всеми проходящими по улице. За это им дарили подарки.