Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
Во многих отношениях “Побег из Шоушенка”, экранизация повести Стивена Кинга 1982-го года, попала в точку. В ней безупречно сохранены диалоги, благодаря которым произведение Кинга стало классикой. Помимо этого, фильм улучшил оригинальную историю в нескольких трогательных сценах и раскрыл характеры определённых персонажей.
Ниже мы рассмотрим отличия фильма от повести. Итак, поехали.
Кончина начальника тюрьмы не была описана в произведении Кинга
На протяжении всего фильма Сэмюэл Нортон (Боб Гантон) является источником зла для Энди Дюфрейна (Тим Роббинс) и его соратников. С одной стороны, Нортон предоставляет Энди определённые привилегии, от создания для него совершенно новой должности “помощника библиотекаря” в качестве защиты и поднятия боевого духа до личной рассылки писем Дюфрейна в Сенат с просьбой о финансировании новой библиотеки.
Впрочем, обратной стороной заинтересованности Нортона в Энди оказываются его преступные махинации. Дюфрейн отвечает за составление бухгалтерской отчётности по различным незаконным схемам и сделкам начальника тюрьмы.
После побега Энди раскрывает все карты, и когда власти приходят за Нортоном, чтобы его арестовать, тот не справляется с нахлынувшими на него эмоциями и совершает суицид. В повести же он просто уходит в отставку после нервного срыва.
Характер Нортона в фильме раскрывается во всей “красе”
Начальник тюрьмы в фильме играет куда большую роль, нежели в повести. Нортон – главный антагонист, его действия определяют значительную часть сюжета картины и развитие характера Энди во время пребывания в тюрьме. Нортон не проявляет к Энди искренней доброты, вознаграждая его только тогда, когда он подчиняется, и жестоко наказывая, когда он переступает черту. Начальник тюрьмы даже жертвует жизнями других людей, чтобы удержать Энди в заточении, используя опыт бывшего банкира для сокрытия коррупции на сотни тысяч долларов.
Точно не ирландец!
И в повести, и в фильме, когда Энди спрашивает Реда о происхождении его прозвища, тот отвечает: “Может быть, это потому, что я ирландец”. Сценарий фильма придерживается оригинального диалога из повести.
В книге Ред был ирландцем, а не афроамериканцем. Морган Фримен поначалу даже не хотел играть Реда, поскольку никак не видел себя образе ирландца. В итоге ирландца он так и не сыграл, а реплика из повести превратилась в шутку. За роль Реда Морган Фримен получил номинацию на “Оскар”.
В финале произведения Стивена Кинга Ред находит шкатулку с меньшим количеством прямых подсказок от Энди, нежели в конце фильма. Он тратит не одну неделю на её поиски. В фильме же он с относительной лёгкостью находит ларец с деньгами и письмом от Энди.
Музыка, как и надежда, всегда с нами
Фильм “Побег из Шоушенка” включил в себя некоторые важные моменты, которые не были бы столь хорошо воспроизведены на бумаге. Трудно представить, как можно добавить что-то существенное к оригинальной истории, но режиссёру Фрэнку Дарабонту это удалось.
В одной из сцен Энди поручают освободить тюремный офис от лишних вещей до возвращения начальника тюрьмы. В ответ он закрывается в помещении, ставит на виниловый проигрыватель пластинку классической музыки и включает тюремный интерком, чтобы другие заключённые также могли насладиться музыкой.
Вся тюрьма замирает. По словам Реда, “каждый человек в Шоушенке в этот миг почувствовал себя свободным”.
Музыка, как и надежда, всегда с нами. Её никто не в силах у нас отнять.
Байрон Хедли является значимой фигурой фильма
Капитан Байрон Хедли (Клэнси Браун), как и начальник тюрьмы Сэмюэл Нортон, является значимой фигурой фильма. В финале картины его арестовывают за участие в преступлениях, совершённых в Шоушенке. В повести, однако, он покидает свой пост в середине повествования после перенесённого инфаркта.
Энди в повести был невысокого роста
Как и Ред, который в фильме не является ирландцем, Энди на экране отличается от героя повести. В произведении Стивена Кинга он описан как человек невысокого роста, ухоженный и требовательный.
Привередливый характер Энди проявляется в его поведении и общении, начиная с хобби – коллекционирования и обтёсывания камней – и заканчивая успехом в качестве своеобразного бухгалтера для всего тюремного персонала. Он даже создаёт для себя фальшивую личность с помощью ресурсов, доступных ему в тюрьме.
Но с точки зрения роста, Энди в исполнении Тима Роббинса выглядит более внушительно, чем в повести. Рост актёра составляет 196 сантиметров.
Концовка повести остаётся открытой
В повести ничего не сказано о том, встретились ли Ред и Энди в итоге на берегу Тихого океана, будучи свободными от тягот тюремной жизни. Ред только лишь надеется снова увидеть своего друга.
В фильме же Энди и Ред воссоединяются. Хотя их будущее остаётся неопределённым, они находят друг в друге что-то конкретное, на что можно возложить свою надежду, что-то прочное, как камень. И это явно не серый камень из тюремной стены, а обломок вулканической породы, который преданно хранит обещание новой жизни.
Постеры на стене камеры Энди в фильме сменяются реже
Произведение Стивена Кинга называется “Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка”. Название повести значимо потому, что постер с изображением американской актрисы – первый по счёту, который Ред дарит Энди. После этого они становятся друзьями.
Рита Хейуорт олицетворяет начало дружбы, которая лежит в основе оригинальной истории.
Стоит также отметить, что за долгие годы пребывания Энди в Шоушенке плакат на стене его камеры меняется в фильме всего два раза: от Риты Хейуорт до Мерилин Монро и, наконец, Ракель Уэлч как “единственной свидетельницы” побега Энди. В повести плакаты сменяются следующим образом: Рита Хейуорт – Хейзел Корт – Джейн Мэнсфилд – Линда Ронстадт.
Здесь был Брукс...
В повести Брукс упоминается лишь вскользь. Развитие его характера в фильме говорит о внимании Дарабонта к причудам и моментам, которые определяют, что такое быть человеком. Забота о вороне – одна из таких причуд, и мы наблюдаем за тем, как Брукс в исполнении Джеймса Уитмора превращается в полноценного персонажа. Нам позволяют вжиться в его историю.
И именно поэтому видеть, как он выходит на свободу в пожилом возрасте и сводит счёты с жизнью, не в силах приспособиться к странному и “торопливому” миру, так тяжело. В отличие от повести, в фильме мы узнаём Брукса гораздо ближе, и через него мы также получаем представление о том, насколько укоренившимся становится тюремный образ жизни и насколько большим может быть скачок от реабилитации к реинтеграции.
Трагическая судьба Томми
Томми (Гил Беллоуз) сидел в тюрьмах по всему северо-востоку, и однажды ночью один из его сокамерников похвастался, как ограбил владельца гольф-клуба. Правда, тот оказал сопротивление. В итоге грабитель застрелил хозяина дома и его любовницу. Но что самое интересное, власти возложили вину за преступление на супруга убитой женщины – Энди Дюфрейна. Получается, рассказ Томми был ключом к невиновности Энди!
Проблема заключалась лишь в том, что Дюфрейн стал огромным подспорьем для начальника тюрьмы Нортона. Все схемы коррупционера опирались на бухгалтерские знания Энди. Если бы Дюфрейна оправдали и выпустили на свободу, начальнику тюрьмы было бы гораздо труднее проворачивать свои аферы. Поэтому Нортон “приглашает” Томми на ночную беседу за стенами тюрьмы, после чего Хедли стреляет в парня с вышки и убивает его, якобы при попытке к бегству.
Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации. Если статья наберёт 200 лайков, напишу ещё про фильм “Побег из Шоушенка”. До новых встреч!