Подводить итоги года для документального кино – задача со звездочкой. Индустрия, как и общество в целом, не просто разобщена, она шизофренически расколота. Одновременно существуют два мировоззрения, две параллельные жизни. В одной все идет по плану, работает и развивается: появляются новые фонды, фестивали, премии, образовательные и социальные проекты, связанные с документалистикой. И этому не могут помешать ни массированные акты «добрососедства», ни дистанцирование мира от российской культуры, ни многочисленный исход документалистов. Во второй реальности люди крайне обеспокоены, им вообще было не до кино в прошедшем году. Ролики в социальных сетях и другие ранящие свидетельства очевидцев стали для них единственно возможными документальными фильмами, запредельно живыми. На их фоне любое кино видится лживым. Они не видят смысла действий, оторванных от повестки дня, и не могут спокойно жить в стране, где действует цензура. Данным материалом мы не можем примирить две эти параллельные вселенные, но постараемся представить положение дел в цифрах и фактах, а по ним — попробуем понять: что происходит с российской индустрией неигрового кино — и будет происходить дальше.
Еще несколько лет назад главной печалью документалистов был недостаток финансирования и низкие прокатные возможности. Сейчас найти деньги на фильм несложно. Сотни картин производятся с финансированием общественных организаций, корпораций, местных властей, десятков центральных и местных телеканалов, онлайн-платформ и краудфандинга. Главным же источником финансирования неигровиков по-прежнему остается государство. По данным Гильдии неигрового кино, сумма, потраченная им в 2022 году на док, — примерно 1,5 миллиарда рублей. В первую очередь, это деньги, распределяемые Министерством культуры. В прошедшем году ведомство потратило на 202 неигровых проекта 791 миллион рублей, среди них — 21 дебют, 53 полных метра и девять научно-популярных. В 2022-м также появился Фонд поддержки регионального кино, потративший 150 миллионов на десять альманахов и 50 короткометражных картин. Общество «Знание» поддержало 37 человек на конкурсе сценариев «Умное кино» (размеры грантов не разглашаются). Еще 36 документальным проектам (кино, сериалы, передачи) выделил сумму более 100 миллионов рублей Фонд культурных инициатив. На документальный контент выделяет средства и Институт развития интернета. Конечно, есть популярное мнение, что все правильно: пусть одни запрещают, а другие — уезжают. Не нужно нам такое кино, как не нужны западные бренды одежды и вредный напиток кока-кола. Вообще-то нужны. У каждого должен быть выбор. Чем больше выбор — хотя бы что смотреть, есть или носить, — тем мир человека богаче и разнообразнее. Увы, не все это понимают. И пока не поймут, придется жить не в прекрасной России, а в Мульти-Пульти — стране победившего добра. Это и есть наш неизбежный вектор развития на ближайший год.