Сняв торпедо, я обнаружил огромное количество грязи под ним. Состояние воздуховодов тоже было ужасное, что пришлось их мыть. Поэтому я решил заглянуть внутрь печки на радиаторы с помощью ушного эндоскопа.
Подписывайтесь, если вам интересно, что это такое — содержать иномарку старше 15 лет.
Ушной эндоскоп с Али-экспресс, конечно, даёт не очень хорошую картинку, но зато его удалось просунуть и подвести непосредственно к внешней стороне радиатора испарителя кондиционера (далее, радиатора кондиционера), т. е. туда, куда поступает входящий в печку поток воздуха.
Загрязнения оказались тотальными.
Стало понятно, что если не помыть печку, то, во-первых, не будет нормально работать кондиционер. На салонном радиаторе кондиционера постоянно будет образовываться наледь, которая будет "раздуваться" и упираться в стенки корпуса печки, из-за чего корпус печки будет сильно охлаждаться, и снаружи на корпусе печки также будет образовываться сначала конденсат, а затем ещё и наледь. И вот уже эта наледь с этим конденсатом будет затем стекать под ковровое покрытие под ноги переднего пассажира (такая форма печки, что течёт преимущественно на сторону пассажира)
Это, кстати, ответ на загадку, которая мучает многих кольтоводов. Вот вариации этой загадки:
1) Сухое лето, а в ногах пассажира мокро. Проверяли дренаж печки, не течёт. Откуда вода — не понятно
2) Снял пол, чтобы сделать шумоизоляцию (или что-нибудь ещё), а там ржавчина по всему полу в ногах пассажира
3) Купил кольт, и решил проверить, нет ли ржавчины под ковром в ногах пассажира и водителя — она есть, будем красить, откуда взялась — не понятно
Ответ прост — течёт с внешней стороны корпуса печки во время работы кондиционера из-за того, что радиатор кондиционера обмерзает. Причины обмерзания две: а) грязный радиатор и б) мало фреона в системе, либо а) и б) одновременно.
Вернёмся к теме. Так вот, во-вторых, грязная печка быстро запылит с таким трудом отмытые воздуховоды, и мы снова будет дышать пылью.
Поэтому печку надо мыть. Снимать печку полностью я не могу, т. к. не хочу и не могу слить антифриз и фреон. Поэтому будем снимать воздухозаборную часть печки, а радиаторы как-то мыть по месту.
Ох это и сложно, скажу я вам. Лучше слейте, откачайте и снимите )))
Его демонтажу мешает проводка и блок предохранителей. Поэтому снимаем блок предохранителей и отводим провода в сторону. К сожалению, полностью это не решает проблему, и съёму мешает кронштейн блока предохранителей. Я его просто отогнул в сторону
Как видно на фото, тут часть воздухозаборника печки, а именно блок с переключением воздухозабора и фильтром уже сняты
Держатся эти блоки на нескольких винтах, если не ошибаюсь. Между собой соединены саморезами и защёлками.
Также открывается прекрасная возможность снять часть выходного воздуховода, который подаёт воздух под стекло
Снимать его надо аккуратно и даже, наверно, с помощью какой-то приспособы. Внизу (стрелка примерно показывает место), там, где не видно и куда сложно подобраться, этот воздуховод крепится на защёлках. Старайтесь их не сломать. Я вот сломал обе. Поэтому потом ещё их клеил.
Если бы сразу знал, как оно там крепится, я бы этот воздуховод не снимал.
Теперь можно заглянуть в печку:
Выглядит довольно чисто. Давайте на секунду остановимся, и разберёмся, как внутри печки организованы потоки воздуха. Позволил себе нарисовать схематично:
Вентилятор затягивает воздух и направляет его сразу и всегда на радиатор кондиционера. Если заслонка переведена на "холод", то далее воздух минуя радиатор отопления выводится в сразу в салон. Если же регулятор температуры стоит на максимальном тепле, то прошедший через радиатор кондиционера воздух поступает на вход радиатора отопления, проходит через него, и затем выводится в салон.
Отсюда мы можем понять три вещи:
— почему со стороны выходного потока радиатор отопления относительно чистый
— почему настолько грязны радиатор кондиционера на входе
— что именно необходимо помыть в печке
Также видно, что помыть мы можем входную сторону радиатора кондиционера и выходную сторону радиатора отопления. И учитывая увиденное на фото, имеет смысл мыть только входную сторону радиатора охлаждения.
Заглянув на вентилятор, я увидел чёрный грязные вентилятор. Я захотел его вытащить и помыть отдельно. Однако, напротив вентилятора есть кронштейн, который не позволяет вытащить вентилятор. Совсем чуть-чуть. Этот кронштейн отогнуть уже не получится.
Придётся мыть вентилятор на месте
Доступа к радиатору кондиционера руками нет совсем. Даже пальцем не подлезешь. Поэтому будем рисковать и надеяться, что дренажное отверстие не забъётся, и что вся грязь отмоется водой. Остаётся только где-то раздобыть "зонд" с моющей разбрызгивающей насадкой и организовать туда подачу воды под давлением, чтобы струя могла что-то смыть.
Это я соорудил сам. Взял садовый опрыскиватель и с помощью красной изоленты герметично присоединил к нему шланг для подачи омывайки на стекло. (см. выше)
В другой конец шланга вставил форсунку стеклоомывтеля
И начиная от форсунки спиралью вдоль шланга намотал довольно жёсткую проволоку, почти пружинную, или даже пружинную, не знаю маркировки. И тем самым получил зонд, которому можно придать форму, и которым можно вращать за ручку из оставшегося мотка поволоки.
Далее всё просто. Набираем в опрыскиватель моющую воду (я взял и разбавлял концентрат для химчистки/стирки салонов автомобилей), закручиваем крышку, накачиваем давление воздуха, опускаем зонд в печку, нажимаем и блокируем кнопку опрыскивателя, и вращая зондом во все стороны, моем печку.
Проверяем, как стекает вода.
У меня дренаж справился, всё вытекло, дренаж не забился. Однако!
Важно!
Корпус печки собран из двух половинок. Они состыкованы плотно, но не герметично. И вот по этому стыку, особенно, когда попадали струи с водой, из печки немного сочится воды наружу. Течёт эта вода, внимание! в войлочную обивку моторного щита под ковёр напольного покрытия под ноги и водителя и пассажира.
Поэтому, я поднял напольное покрытие, отогнув его на передние сиденья, а между войлоком моторного щита и печкой вставил импровизированные тампоны из бумажных сухих полотенец. Так удалось собрать бОльшую часть воды и по минимуму замочить войлок и напольного покрытие. Однако, после мойки печки несколько дней всё-таки машина сохла в том же виде — напольное покрытие поднято на передние сиденья, а войлок просто сохнет, т. к. не накрыт.
Я израсходовал по объёму 4 или 5 опрыскивателей, пока не достиг желанного эффекта
Получилось не идеально, но стало значительно чище. Что-то не удалось полностью отмыть на радиаторе. Ну да ладно
В процессе мойки обнаружилось, что вентилятор печки не только белый, но и что у него есть отверстия с торцов лопастей (не знаю, как понятнее объяснить). Оно полностью не отмылись, потому что загрязнения на вентиляторе были просто ужасные.
Стрелками указаны места, где должны быть отверстия. Они забиты грязью. И мне пришлось мыть вентилятор печки вручную в странной позе с помощью пинцета и "ковырялок", наматывая на них влажные салфетки.
Между каждой парой лопастей находился такой сгусток пыли
В итоге удалось отмыть вентилятор. Не идеально, уж очень сложно к нему подлезать
Детали воздухозабора отмыл дома. Они уплотнены между собой поролоном. Правда он от старости развалился и просто смылся от воды.
Пришлось купить поролоновую ленту для утепления окон и дверей, и наклеить её, тем самым восстановив уплотнители
Такая же участь постигла уплотнитель воздуховода, что направляет из печки под стекло. И его уплотнитель восстанавливают также
Наша мойка "зондом" не затронула выходную часть печки. А в ней тоже много пыли. Поэтому выходную часть печки моем влажными салфетками, где можем достать.
Попутно мы видим, что все заслонки по краям снабжены резиновой кромкой, которая делает переключение потока воздуха герметичным. И мы видим, что от старости резина на кромках разрушается и стала липкой.
Вот она ещё одна разгадка — почему гнутся и ломаются тросики переключения в печке. Порой "кажется", что печка "залипает" в в каком-то положении.
Оказывается, не кажется, и печка действительно залипает, т. к. заслонки прилипают в крайних пложениях. Если для регулятора температуры это не критично, поскольку он редко находится в полностью закрытом или открытом состоянии, а если и находится, то прямо над печкой, от чего резина размякает и довольно легко всегда "срывается с места", то вот для заслоном направления воздушного потока дело дрянь :-(. Если у вас в жару работает кондиционер, то внутри печки температура около +8 градусов Цельсия. При такой температуры прилипшая старая резина заслонки будет довольно крепко держаться, и при попытке движком регулятора "сорвать" заслонку с места ваш тросик или механизм можно проиграть в этой борьбе и сломаться. Т. к. рычаг получается довольно большой, и большая площадь прилипания.
Чтобы переключить прилипшую заслонку, нужно на пару минут включить печку на тепло. Резинка нагреется, и далее вы сможете немного покачав ручку переключения направления воздушного потока довольно легко переключить положение. А потом снова включайте печку на охлаждение. И ещё один способ борьбы с этой проблемой, это не включать крайне левое и крайне правое положение переключателя направления воздушного потока. Оставляйте небольшой зазор, чтобы резинка прилипала не всей площадью.
А вообще, конечно, надо такую печку менять.
Ещё осталось помыть воздуховод воздухозаборника, расположенный в кузове под лобовым стеклом
Там тоже много грязи. Туда спокойно может попадать вода. И также спокойно вытекает где-то за передним левым колесом на землю
Моем, где достаём
Часть фото упустил. Например, тут пропущен рассказ о мытье блока с заслонкой салон/улица. Он снятый, его дома разбираем, моем, собираем.
Затем собираем всё обратно уже на машине и отгибаем кронштейн блока предохранителей на место
Результаты следующие:
1) Значительно усилился поток воздуха на всех скоростях печки
2) Из печки приятно пахнет
3) Пропала вибрация при работе вентилятора печки на 3 и 4 скоростях
4) На 1 и 2 скоростях печка стала тише, на 3 и 4 громче
5) Кондиционер лучше охлаждает
6) Печка лучше греет
А вы будете мыть вашу печку?