В конце XIX- начале XX веков в Испании было построено значительное число канонерских лодок. Эти простые по конструкции и дешевые корабли предназначались в первую очередь для защиты колониальных владений (Филиппин, Кубы, Пуэрто-Рико и других), а позднее основным районом деятельности канлодок стали Марокко и Испанская Сахара.
Вошедшие в состав флота в 1911-1914 годах “Recalde”, “Bonifaz”, “Laya” и “Lauria” не устраивали моряков из-за их плохих мореходных качеств и слабого вооружения. Поэтому, 17 февраля 1915 года был принят закон (“Ley Miranda”), в котором предусматривалось и строительство трех канонерских лодок береговой охраны (cañoneros guardacostas) с улучшенными тактико-техническими характеристиками общей стоимостью 9 миллионов песет. Корабли получили названия в память об убитых анархистами испанских государственных деятелях: “Cánovas del Castillo”, “Canalejas”, ”Dato”. Строительство велось на верфи компании SECN(la Sociedad Española de Construcción Naval) в Картахене.
Впоследствие, эти корабли послужили прототипом для заказанных в 1932 году Мексикой трех канонерских лодок типа “Guanajuato”.
Основные ТТХ канонерских лодок типа “Cánovas del Castillo”
Водоизмещение полное, т - 1335
Длина наибольшая, м - 77,3
Ширина, м - 10,3
Осадка, м - 3,6
Мощность главных двигателей, л.с. - 2 х 850
Запас топлива (уголь), т - 324
Скорость, узлов - 15
Дальность плавания при скорости 8 узл., миль - 3600
Экипаж, человек - 140
Вооружение - 4 х 1 - 102-мм/40, 2 х 1 - 47-мм/50 (зенитные), 2 х 1 - 7-мм пулемета
Корабли типа “Cánovas del Castillo” - гладкопалубные, с таранным форштевнем, одной дымовой трубой и двумя высокими мачтами имели довольно архаический вид. Силовая установка двухвальная, состояла из двух паровых машин тройного расширения и двух паровых котлов фирмы Yarrowс угольным отоплением. Орудия главного калибра Vickers-Carraca102-mm/40 modelo Kрасполагались по два в носу (побортно) и в корме (вдоль диаметральной плоскости) в установках с небольшими коробчатыми щитами. Имелась возможность постановки мин. Одним из достоинств была хорошая, по сравнению с другими кораблями испанского флота, обитаемость канонерок. Особенно это проявилось во время их службы в Испанской Гвинее и на Канарских островах.
Вступление канонерок в строй совпало с испано-франко-марокканской войной 1921-1926 годов(Рифская война), в которой европейские колониальные державы вели борьбу с берберскими повстанцами во главе с Абд аль Кримом. С февраля 1924 года и до конца войны корабли типа “Cánovas del Castillo” участвовали в блокаде побережья, обстреле береговых целей, а 8 сентября 1925 года в десантной операции в бухте Альхусемас (la bahía de Alhucemas), где было высажено около 13000 человек, артиллерия, танки и т.д.
После умиротворения Марокко служба канонерок проходила в районе Иберийского полуострова, Канарских островов, Испанской Сахары и в Гвинейском заливе, где Испания владела скромными владениями Fernando Pooy Río Muni (в настящее время это Экваториальная Гвинея).
В апреле 1934 года “Canalejas” и “Dato” участвовали в оккупации испанскими войсками Ифни. В начале октября 1934 года в Испании вспыхнула всеобщая политическая забастовка, которая в Астурии вскоре переросла в вооруженное восстание, была провозглашена «Рабоче-крестьянская социалистическая республика Астурия». Корабли ВМФ перебрасывали войска в астурийские порты и обстреливали позиции восставших и жилые кварталы рабочих. “Cánovas del Castillo” участвовала в этих обстрелах.
В 1935 году “Dato” вошла в состав Морских сил Северной Африки (las Fuerzas Navales del Norte deÁfrica), а ее «систер-шипы» служили в других регионах. В момент начала Гражданской войны 18 июля 1936 года “Cánovas del Castillo” находилась в Кадисе, “Dato” - в Сеуте, “Canalejas”- в Лас Пальмасе (Канарские острова). Участие кораблей в войне рассмотрим более подробно.
“Cánovas del Castillo”
19 июля “Cánovas del Castillo” находилась на ремонте в ВМБ Кадис (Cádiz), пришвартованная к борту канонерки “Lauria”. Получив известие о начале мятежа, экипажи кораблей арестовали командиров и офицеров и передали командование судовым комитетам. Артиллерия мятежников открыла огонь по канонерским лодкам, одно из орудий “Cánovas del Castillo” было выведено из строя. В ответ моряки-республиканцы обстреляли мятежные батареи и военно-морскомй арсенал.
На рассвете 22 июля радисты республиканских кораблей получили радиограмму с просьбой о помощи с “Cánovas del Castillo”: “En contestación a vuestro radio, podemos decir que es imposible salir de este Arsenal de La Carraca por encontrarnos en reparación.- Tenemos maquinaria desmontada.- Rogamos máxima urgencia en nuestra ayuda.- Tenemos continuo tiroteo con los mandos y tropas insurrectas.- Esperamos hagan todo lo posible darnos ayuda.- De no ser por barcos, podría ser por aviación, a la cual esperamos sin desmayar, ya que, de no venir nadie, nos encontramos perdidos. ¡Viva la República, hermanos!”(«В ответ на вашу радиограмму, мы сообщаем, что не можем уйти из Арсенала де ла Каррака, так как находимся в ремонте. Мы разобрали машину. Умоляем вас оказать нам срочную помощь. У нас идет непрерывная перестрелка с мятежными войсками. Надеемся, что вы сделаете все возможное, чтобы оказать нам помощь. Если не кораблями, то хотя бы авиацией, на что мы надеемся, не падая духом, поскольку, если никто не придет, мы погибнем. Да здравствует Республика, братья!») Бои продолжались до 06:20 22 июля, когда экипажи канлодок капитулировали. 10 членов команды “Cánovas del Castillo” были растреляны мятежниками.
В начале сентября, после устранения повреждений, канонерка вошла в состав флота мятежников (Armada Nacional). Базируясь на Кадис и Сеуту, она осуществляла патрулирование в районе Гибралтарского пролива и эскортировала суда, перевозившая войска из Испанского Марокко в Испанию.
18 октября “Cánovas del Castillo” захватила в проливе греческое судно “Sylvia” с грузом оружия и боеприпасов, а в начале января следующего года отконвоировала в порт два торговых судна, захваченных крейсером “Canarias”.11 января новая добыча - захвачено и отведено в Сеуту судно “Alejandro2°”, 27 января совместно с другими кораблями задержан “Arnabal-Mendi”, но тому удалось уйти в Гибралтар. Но через три месяца “Cánovas” снова захватила его и отвела в Сеуту.
8 февраля 1937 года “Cánovas del Castillo” вместе с “Canalejas” стали первыми кораблями националистов, вошедшими в Малагу, где еще шли бои с республиканцами. При этом “Cánovas del Castillo” обстреляла стоявший у причала пароход “Marqués de Chávarri”, а экипажи канонерок заняли прилегающие к порту здания.
В феврале канонерка стала на ремонт и модернизацию (по образцу выполненной на отнотипном корабле “Dato”), которые закончились в сентябре. Затем корабль занимался проводкой конвоев и поиском транспортов противника.
9 октября “Cánovas del Castillo” и “Dato” вышли из Пальма де Майорка и направились к алжирскому побережью для поиска судов, следовавших в порты Республики. Информация о движении этих транспортов получалась от итальянских надводных кораблей и подводных лодок. На рассвете следующего дня было обнаружено грузо-пассажирское судно “Cabo Santo Tomé”.
Этот теплоход компании Ybarra y Cía тоннажом 12500 БРТ и скоростью 16 узлов, совершавший трансатлантические рейсы между портами Средиземного моря, Бразилии и Аргентины, был реквизирован республиканским правительством и перевозил грузы между черноморскими портами СССР и портами испанской Республики. В советских портах “Cabo Santo Tomé” был вооружен четырьмя 75-миллиметровыми орудиями и четырьмя зенитками калибра 45-мм.
На этот раз теплоход шел, маскируясь под британское судно, из Одессы в Валенсию с самолетами, танками и другими военными грузами, а также продовольствием на борту. У алжирского побережья его должны были взять под охрану республиканские корабли. Так как “Dato” в это время была занята чисткой топок котлов и не могла развить полный ход, то преследованием подозрительного судна, внешний вид которого соответствовал трансатлантикам фирмы Ybarra y Cía, выпало на долю “Cánovas del Castillo”. С дистанции 800 метров канонерка произвела предупредительный выстрел, пытаясь остановить«британское» судно. В ответ “Cabo Santo Tomé” поднял республиканский флаг и открыл артиллерийский огонь.
“Cánovas del Castillo”выпустила по «республиканцу» 132 снаряда, но сама получила пять попаданий и вышла из боя. Семь членов экипажа получили ранения. “Dato” открыла огонь с дистанции 6000 метров по пытавшемуся уйти судну и вскоре в кормовом трюме “Cabo Santo Tomé” вспыхнул сильный пожар, а затем судно село на мель у алжирского побережья. После серии взрывов транспорт затонул.
Ремонт “Cánovas del Castillo” в Пальма де Майорка продлился до ноября, а затем корабль снова занимался поиском транспортов противника, эскортированием собственных судов и обстрелом береговых целей. 30 марта 1938 года в районе Los Alfaques канонерка попала под обстрел береговой артиллерии республикацев и получила осколочные пробоины корпуса, пять моряков были ранены.
20 ноября в Сицилийском проливе было задержано и отведено на Балеары панамское судно “Norseman”, а в начале декабря в район Мессинского пролива быз захвачен еще один приз - шведский сухогруз “Iberia”. 9 февраля 1939 года корабль участвовал в высадке националистов на остров Менорка, а 28 марта в захвате Альмерии.
После окончания войны “Cánovas del Castillo” стал на ремонт в Кадисе.
“Dato”
В момент начала Гражданской войны канонерка под командованием капитана 3 ранга Мануэля Сунико Кастедо (capitán de corbeta Manuel Súnico Castedo), сторонника мятежников, находилась в Сеуте. Ранним утром 18 июля она вышла в море вместе с эсминцем “Churruca”для патрулирования побережья. Командир “Dato” отказался выполнять приказ Мадрида об обстреле Сеуты и перешел на сторону восставших. В тот же день он остановил транспорт “España nº 5” и увел его в Сеуту. 19 июля “Dato” сопровождала торговое судно “Cabo Espartel”с войсками на бортув Альхесирас. Когда она вернулась в Сеуту, четырнадцать человек команды были арестованы из-за его попытки захватить корабль. Чтобы избежать дальнейших попыток восстания, группа солдат Испанского легиона находилась на борту до конца месяца, затем их сменили добровольцы-фалангисты.
5 августа “Dato” участвовала в успешной проводке конвоя с войсками мятежной Африканской армии, получившего название «Конвой Победы» (“Convoy de la Victoria”), из Сеуты в Альхесирас. Примерно в пяти милях от мыса Пунта Карнеро канонерка вступила в бой с республиканским эсминцем “Alcalá Galiano”, выпустив около сотни снарядов. Хотя артиллерийская дуэль была безрезультатной, эсминец прекратил преследование конвоя.
9 августа во время обстрела Альхесираса республиканским линкором “Jaime I” стоявшая у причала канонерка “Dato”получила попадания, на борту вспыхнули многочисленные пожары. Для предотвращения гибели корабля он был затоплен экипажем. Потери составили три раненых, один из них смертельно.
Уже на следующий день корабль подняли, а 30 сентября начался его ремонт и модернизация в арсенале La Carraca(Кадис). При этом было изменено расположение носовых орудий главного калибра, теперь они располагались в диаметральной плоскости в суперпозиции. Вместо 47-мм орудий установлены две артустановки 76-мм/40 итальянской фирмы “Ansaldo”, а также 20-мм/70 автомат “Scotti”. Корабль приобрел более современный вид: была изменена конфигурация ходового мостика, надстройки и дымовой трубы, кормовую мачту укоротили, таранный форштевень изменили на наклонный и т.д. Впоследствие аналогичной модернизации подверглись все однотипные корабли.
Ремонт продолжался до 16 февраля 1937 года, а затем корабль вернулся в Сеуту, а в сентябре перешел в Пальма де Майорка. Канонерка вела поиск транспортов противника, охраняла свои конвои, обстреливала вражеское побережье. 10 октября вместе с “Cánovas del Castillo” участвовала в бою с республиканским транспортом “Cabo Santo Tomé”, выпустив 116 снарядов.
В октябре-декабре 1938 года в Сицилийском проливе “Dato” захватила и отвела в Пальма де Майорка два норвежских, четыре греческих и румынское торговое судно. 5 февраля 1939 года захватила и отвела в Барселону британское судно “Stangrove”, а 9 февраля участвовала в высадке десанта на остров Менорка.
“Canalejas”
С лета 1935 года “Canalejas” базировалась на Канарских островах, занимаясь патрулированием местных вод и гидрографическими работами. 17 июля командир корабля, вопреки приказам из Мадрида, способствовал бегству генерала Франко, бывшего военным комендантом Канарских островов, на материк с целью организации военного мятежа. Для этого команда канонерки захватила буксир “España”, который доставил будущего каудильо в аэропорт.
С началом мятежа корабль перешел на сторону мятежников и участвовал в подавлении очагов сопротивления сторонников Республики на островах архипелага. В августе “Canalejas” патрулировала между Канарскими островами и побережьем Испанской Сахары, пытаясь перехватить следовавшие из Южной Америки лайнеры “Cabo Santo Tomé” и “Cabo San Agustín”. В сентябре одно из орудий главного калибра было демонтировано и установлено на торговом судне “Ciudad de Mahón”, следовавшего в Фернандо-По, остававшегося в руках республиканцев. Вскоре “Canalejas” стал базироваться на Сеуту.
В январе-начале февраля 1937 года канлодка поддерживала наступление националистов на Малагу, а затем патрулировала в районе Гибралтарского пролива и использовалась в качестве плавучей базы торпедных катеров. 1 марта корабль задержал и отвел в Сеуту углевоз “Mina Piquera”.
С августа 1937 до января следующего года “Canalejas” проходил ремонт и модернизацию, аналогичную “Dato”, в Кадисе. Затем его район деятельности переместился в Западное Средиземноморье с базированием на Пальма де Майорка. Здесь корабль занимался проводкой конвоев, противолодочным охранением военно-морской базы и обстреливал позиции республиканцев на побережье Леванта.
После окончания боевых действий канонерки типа “Cánovas del Castillo” прошли ремонт на верфи SECNв Кадисе. Затем они выполняли функции кораблей береговой охраны в Средиземном море и Испанской Гвинее. Во время вооруженного конфликта в Ифни (1957 год) “Cánovas del Castillo” нес службу в этом регионе.
Первой из состава флота была исключена “Canalejas” (17 сентября 1951 года), затем “Dato”(12 июля 1953). Дольше всех в строя оставалась “Cánovas del Castillo” (до 11 декабря 1959 года).
В августе 1938 года флот националистов (Armada Nacional) пополнила еще одна канонерская лодка, получившая название “Calvo Sotelo” в память о деятеле правой оппозиции José Calvo Sotelo, убитого республиканцами 13 июля 1936 года.
27 июля 1933 года испанское правительство одобрило соглашение с Мексикой о строительстве на испанских верфях двух канонерских лодок-транспортов для мексиканских ВМС общей стоимостью 73 млн песет. Особенностью этих кораблей была возможность перевозки пехотного батальона (500 человек и 50 лошадей) с оружием и снаряжением, с погрузкой-выгрузкой его через два бортовых лацпорта. Строительство канлодок, которым предполагалось присвоить названия “Durango” и “Zacatecas”, велось на верфях La Unión de Levanteв Валенсии и Echevarrieta y Larrinagaв Кадисе.
Первый из этих кораблей был передан заказчику 14 июля 1936 года, а строительство второго затянулось из-за финансовых разногласий между верфью и заказчиком и начавшейся Гражданской войной. Острая нехватка кораблей во флоте мятежников (подавляющая часть которых остались в составе республиканского флота) вынудила их реквизировать вторую канлодку и достроить по измененному проекту с более мощным артиллерийским вооружением.
Основные ТТХ канонерской лодки “Calvo Sotelo”
Водоизмещение стандартное, т - 1600
Водоизмещение полное, т - 2000
Длина наибольшая, м - 85,8
Ширина, м - 112,2
Осадка, м - 3,5
Мощность главных двигателей, л.с. - 2 х 3250
Запас топлива (мазут), т - 138
Скорость, узлов - 18,5
Дальность плавания при скорости 12 узл., миль - 3000
Экипаж, человек - 160
Вооружение (по проекту) - 4 х 1 - 102-мм, 2 х 1 - 57-мм, 3 х 1 - 20-мм, 2 х 1 - 13,2-мм
пулемета
Вооружение (на момент вступления в строй) - 4 х 1 - 120-мм/45, 2 х 1 - 88-мм/45, 3 х 1 - 20-мм, 2 бомбосбрасывателя для глубинных бомб
“Calvo Sotelo” была двухвинтовым кораблем с удлиненым баком, наклонным форштевнем и крейсерской кормой. В отличие от канлодок типа “Cánovas del Castillo”, его силовая установка была более совершенной: вместо котлов на угольном отоплении и паровых поршневых машин использовались два водотрубных котла Yarrow, отапливаемых мазутом, и два паротурбозубчатых агрегата Parsons. Усилилось и его вооружение - теперь он был оснащен четырьмя 120-мм/45 артустановками Vickers-Armstrong Mk F(изготовлялись в Испании по лицензии) и двумя немецкими 88-мм/45, а также тремя 20-мм зенитными автоматами.
31 марта 1938 года начались ходовые испытания “Calvo Sotelo”, которые выявили серьезные проблемы с остойчивостью. Причиной были высоко расположенные артустановки большего калибра, что привело к уменьшению метацентрической высоты. Поэтому, на время поиска решения этой технической проблемы, корабль использовался только как учебное судно для гардемаринов военно-морского училища, совершая походы от Бильбао до Канарских островов.
В сентябре осуществлял дозор в Гибралтарском проливе в поисках республиканского эсминца “José Luis Diez”, прорывавшегося из Гавра в порты Леванта. В октябре корабль вернулся в Кадис на модернизацию, в ходе которых для увеличения остойчивости были демонтированы артустановки главного калибра в суперпозиции и один из артиллерийских дальномеров (остался только один с двухметровой базой), а 20-мм автоматы заменены на два 13,2-мм пулемета “Breda”.
С ноября 1938 года вернулся в состав действующего флота, базируясь на Сеуту. В середине января следующего года совместно со вспомогательным крейсером “Rey Jaime II” канлодка “Calvo Sotelo” вела обстрел береговых целей в районе Альмерии.
После окончания Гражданской войны были проведены работы по увеличении остойчивости корабля: вооружение было ограничено двумя 102-мм, тремя 20-мм орудиями и двумя 13,2-мм пулеметами.
С декабря 1939 по май 1941 года “Calvo Sotelo” несла службу в Испанской Гвинее, а затем в Средиземном море. 19 февраля 1943 года канонерка вышла из Валенсии на помощь экипажу тонущего немецкого судна. Были спасены капитан и 21 член команды.
В 1951 году корабль служил плавбазой торпедных катеров в Тарифе и учебным кораблем. В 1952 году был разоружен и использовался в качестве понтона в военно-морском арсенале La Carracaв Кадисе, а 9 апреле 1957 года окончательно списан.
Автор: Александр Митрофанов
Уважаемые читатели! Поддержка канапла позволяет уделять больше времени подготовки статьи, находить больше малоизвестных фактов и тщательно их проверять. Поддержать канал можно тут.
Читателям, интересующимся историей техники, Кот рекомендует канал Сергея Мороза.