Г. М. Панарин
9.1. Идеология задаёт систему мировоззренческих ценностей, а также определяет социально-политические ценности и цели, объясняющие, как общество должно быть устроено, и какие методы нужны для достижения этих целей, какая экономическая система создаётся или поддерживается.
У государства всегда имеется идеология. Государственная идеология в первую очередь выражает интересы существующей в обществе власти. При этом реальная роль идеологии зависит от того, какое воздействие она оказывает на состояние общественного сознания. Государственная идеология может быть неявной, как в РФ в настоящее время, и может быть активно пропагандируемой, если власть нуждается в консолидации и мобилизации большинства общества для преодоления возникших проблем.
Государственная идеология консолидирующего и мобилизационного типа - это сознание совокупного, целостного общества. Она определяет модель согласованного взаимодействия классов, социальных слоёв и групп друг с другом. Такая идеология должна чётко определить отношение не только к будущему, но и к настоящему и прошлому.
В восьмой части статьи [Блог 2022.18] определены некоторые особенности вероятной российской государственной идеологии консолидирующего и мобилизационного типа. Государственная идеология должна содержать идеи традиционализма, отражать активное участие государства в экономической жизни общества, то есть не быть либеральной, и быть рассчитанной на время жизни 20 - 30 лет.
9.2. Статья 2 Конституции РФ 1993 года говорит о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это означает, что статья 2 Конституции фактически устанавливает либеральную государственную идеологию в России.
Статья 13 Конституции РФ гласит, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Тем самым установлен запрет на формулирование идей и ценностей, принимаемых государством. По сути, вводится запрет на пересмотр идеологии либерализма.
Содержательно ничего не изменилось и после принятия в июле 2020 года поправок к Конституции. Так, в Конституции РФ осталось положение (ст. 15, п. 4), устанавливающее приоритет правил международного договора относительно положений законов РФ.
Источник изображения: URL: https://old.sovross.ru/articles/1799/42787
Либеральный характер Конституции РФ 1993 года не должен вызывать удивления. В 1992 году Российская Федерация вступила в Международный валютный фонд (МВФ), представляющий экономические интересы США, «семерки» (семи ведущих промышленно развитых стран). При этом правительство Ельцина – Гайдара подписало с фондом «Письмо о намерениях». Российская Федерация взяла на себя обязательства внедрять законы, кодексы, конституцию, программы «переходного периода», разработанные только экспертами фонда. В свою очередь, МВФ обязался: обеспечить их разработку и передачу правительству РФ, выделить кредиты для их разработки своими экспертами и практической реализации чиновниками РФ; осуществлять контроль над их исполнением [Ковальчук 2012, ИАЦ 2016].
То есть де-юре в РФ было введено внешнее управление. Ответственность за формирование институтов «рыночной экономики», за ее результаты перешла к МВФ.
Главные меры фонда по реализации «курса реформ» в РФ:
разгосударствление и приватизация;
либерализация экономики;
сокращение социальной помощи населению;
передача в частные руки целых отраслей народного хозяйства, в частности энергетики, ЖКХ;
установления банковских кредитных ставок, значительно превышающие ставки в США, ЕС, Японии и полностью блокирующие развитие малого, среднего бизнеса в России.
Высшие чиновники РФ, они же «новая элита», при реализации «курса реформ» руководствовались либеральной идеологией, продвигаемой их кураторами. Главные идеи этой идеологии:
преданность капиталистической модели свободного рынка, от которой развитые страны мира отказались ещё в 30-х годах прошлого века;
ненависть к советскому и социалистическому прошлому эпохи СССР;
стремление любой ценой влиться в Западную цивилизацию.
Реальные контакты руководства нашей страны с МВФ начались ещё ранее. В 1987 году по рекомендациям МВФ приняты исторические правительственные решения ЦК КПСС и СМ СССР по либерализации экономики.
В 1990 году по инициативе руководства СССР и глав государств и правительств семи ведущих промышленно развитых стран проведено детальное исследование советской экономики, выработаны рекомендации в переводе экономики на рыночные основы (то есть в переходе к капитализму). Был разработан и утвержден «семеркой» доклад, в котором обобщаются основные выводы и рекомендации по реформированию СССР – России.
В частности, для реализации доклада в августе 1990 года разработана исполнительская программа «Переход к рынку» (Гарвардский проект, исп. директор Д. Сакс, советник Б. Ельцина).
Программы мероприятий в переводе экономики на рыночные основы рассчитаны на поэтапную реализацию в течение «переходного периода» (20 лет):
блок краткосрочных мер на 1992 - 1993 годы – демонтаж модели регулируемой экономики, ваучерная приватизация земли и имущества населением;
блок среднесрочных мер на 1994 - 1998 годы – формирование нерегулируемой открытой экономики на основе модели свободного рынка, денежная переприватизация земли и имущества от ваучероносителей к транзитным собственникам (так называемым олигархам);
блок долгосрочных мер на 1999 - 2010 годы – освоение восточных территорий, денежная переприватизация с переходом земли и имущества от транзитных собственников к транснациональным корпорациям (ТНК) США, ЕС.
Программы мероприятий по переходу к рынку в целом успешно выполнялись, но, можно предположить, что при реализации блока долгосрочных мер произошёл сбой. Группа российских олигархов-силовиков, овладевших наиболее прибыльными отраслями экспорта энергоносителей и металлов, опираясь на изменения общественного настроения, отказалась полностью передавать ТНК свою и частично государственную собственность.
«Партию» олигархов-силовиков, вышедших из связанного с бизнесом руководства армии, милиции, спецслужб, привёл в «элиту» и возглавил В. В. Путин [Вахитов 2019]. В настоящее время олигархат состоит в основном из силовиков, которые получили посты топ-менеджеров формально государственных корпораций. При этом в составе элиты осталась часть олигархов-либералов из 90-х годов. В. В. Путин исполняет роль арбитра между кланами олигархов, а также осуществляет связь между «элитой» и народом.
Опираясь на «партию» олигархов-силовиков, В. В. Путин в 2007 году заявил претензии РФ на международный суверенитет. При этом зависимость РФ от МВФ сохранилась и после 2010 года. Например, в 2018 году, вопреки воле самых широких слоёв населения, была продавлена по команде МВФ пенсионная реформа. По поручению МВФ с 2019 года повышена ставка налога на добавленную стоимость (НДС) c 18 до 20 процентов.
До настоящего времени Центральный банк России, не подчиняясь ни Президенту, ни Правительству РФ, выполняет требования МВФ, и фактически является агентом международной финансовой системы внутри страны.
9.3. После 2010 года у В. В. Путина и близкой к нему властной группировки наметился поворот к консерватизму. Современную идеологию В. В. Путина можно определить как консервативный либерализм (или либеральный консерватизм, который более консервативен). Консервативный либерализм совмещает либеральную политику с более традиционным мнением по социальным и этическим вопросам.
Для идеологии консервативного либерализма права и свободы человека имеют высшую ценность, однако они должны соблюдаться при поддержке сильного государства, разумном сохранении традиций, часто - с опорой на церковь и, безусловно, на основе ценности семьи.
Следует иметь в виду, что консерватизм как политическая идеология в отличие от либерализма и коммунизма в принципе не предлагает обществу никакого идеального проекта. Консерватизм – позиционная идеология, призванная защитить сложившиеся отношения от попыток их сломать или радикально изменить.
Прежде всего, консервативный поворот должен закрепить результаты либеральных реформ 1987 - 2005 годов [Блог 2020.18].
Вместе с тем консервативный поворот может способствовать консолидации общества, поскольку консервативные и традиционные ценности поддерживает значительная часть населения России. Опора на традиционные ценности ставит заслон продвижению в России западной ЛГБТ-повестки.
Во внешней политике консервативная Россия может оказаться более удобным партнёром для стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
В. В. Путин объявил конец эпохи либерализма, имея в виду под либерализмом продвижение идеи мультикультурализма и «ЛГБТ-ценностей» [Путин 2019].
В октябре 2021 года В. В. Путин заявил, что существующая модель капитализма исчерпала себя, что структурообразующей единицей мирового устройства является только государство и только суверенные государства способны эффективно отвечать на вызовы времени и запросы граждан [Путин 2021].
Президент напомнил, что, формируя свои подходы, мы будем руководствоваться идеологией здорового консерватизма. «Консервативный подход не бездумное охранительство, не боязнь перемен и не игра на удержание, тем более не замыкание в собственной скорлупе. Это прежде всего опора на проверенную временем традицию, сохранение и приумножение населения, реализм в оценке себя и других, точное выстраивание системы приоритетов, соотнесение необходимого и возможного, расчётливое формулирование цели, принципиальное неприятие экстремизма как способа действий».
При этом президент не упустил возможности «пнуть» советское прошлое, упомянув, что «большевики предлагали не только кур обобществлять, но и женщин обобществлять» (где он это нашёл?).
От стремления любой ценой влиться в Западную цивилизацию к 2022 году пришлось отказаться. В сентябре, на церемонии принятия в состав России ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, Запад был обозначен как исторический враг России [Путин 2022]. «Запад искал и продолжает искать шанс ударить по нам, ослабить и развалить Россию, стравить между собой народы, обречь их на нищету и вымирание». «Диктатура западных элит отрицает человека, ниспровергает веру и традиционные ценности, подавляет свободу, приобретает черты «религии наоборот» - откровенного сатанизма».
Фактически своим выступлением президент обрисовал контуры новой консервативной идеологии России.
Наконец, 09.11.2022 Указом Президента РФ № 809 утверждены «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
В социально-экономической области В. В. Путин продолжает отстаивать либеральные идеи реформаторов 90-х годов: преданность капиталистической модели свободного рынка; неприятие советского прошлого эпохи СССР. В течение многих лет В. В. Путин противился введению прогрессивного налога на доходы физических лиц, более справедливого для малоимущих. Последний пример антисоветизма – игнорирование на государственном уровне 100-летнего юбилея СССР.
9.4. В настоящее время «элита» России в первом приближении расколота на две части. В. В. Путин и близкая к нему властная группировка приняли вызов США и НАТО, обозначили Запад врагом российского государства. Эта часть «элиты» придерживается идеологии консервативного либерализма (или либерального консерватизма).
Другая часть «элиты», прежде всего финансово-экономический блок, надеется сохранить отношения с глобалистским Западом и руководствуется идеологией классического либерализма.
Две части «элиты» определяют две конкурирующие неявные государственные идеологии современной России. Обе части «элиты» объединяет преданность капиталистической модели свободного рынка; неприятие советского прошлого эпохи СССР.
В то же время основная масса населения стихийно придерживается лево-консервативных установок, положительно относится к советскому прошлому и к личности И. В. Сталина, помнит о нелегитимном характере приватизации в 90-е годы. При этом существует колоссальный социально-экономический разрыв между верхами и низами.
Вывод автора блога. Раскол «элиты» РФ, идейный и экономический отрыв её от основной массы населения делают невозможным в настоящее время создание государственной идеологии консолидирующего и мобилизационного типа.
Источники
Ковальчук 2012 – Юрий Ковальчук. Архитектор наших бед. Отечественные записки №25 (272) / Советская Россия №145 (13798), 27.12.2012. URL: https://sovross.ru/articles/858/14316
ИАЦ 2016 – Нужен ли нам МВФ? – Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) / https://inance.ru/2016/05/mvf/
Вахитов.2019 – Рустем Вахитов. Российский олигархат. Улики. / Советская Россия №10 (14687), 31.01.2019. URL: https://old.sovross.ru/articles/1799/42787
Путин 2019 – Владимир Путин объявил конец эпохи либерализма. URL: https://zavtra.ru/events/vladimir_putin_ob_yavil_konetc_epohi_liberalizma
Путин 2021 – Заседание дискуссионного клуба «Валдай» • Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/66975
Путин 2022 – Цитаты В. Путина. Выступление на церемонии подписания договоров о принятии в Россию ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей https://neftegaz.ru/news/politics/752884-tsitaty-v-putina-vystuplenie-na-tseremonii-podpisaniya-dogovorov-o-prinyatii-v-rossiyu-dnr-lnr-khers/
Блог 2020.18 – Панарин Г. М. Циклы истории России. Часть 9. О современном этапе циклов российских реформ – контрреформ В. И. Пантина, В. В. Лапкина. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5e946b882d34573bbda1be88/cikly-istorii-rossii-chast-9-o-sovremennom-etape-ciklov-rossiiskih-reform--kontrreform-v-i-pantina-v-v-lapkina-5ef1a0fb6240d955aaf06c59.
Блог 2022.18 – Панарин Г. М. Политические идеологии актуальны вновь. Часть 8. Почему идеологии становятся актуальными. URL: https://dzen.ru/media/id/5e946b882d34573bbda1be88/politicheskie-ideologii-aktualny-vnov-chast-8-pochemu-ideologii-stanoviatsia-aktualnymi-63898e2e21527962f3cc5470