Найти в Дзене
ТЕНИ ПРЕДКОВ.

Расселение ,быт и верования восточных славян до IX века.

"Славяне это отделившаяся часть индоевропейских племен и расселившаяся в центральной и восточной Европе." Так звучит научное определение. История России таит много загадок. Но самая первая, это откуда пришли и как произошли славяне. Когда отделение славян от общей массы племен стало происходить никто не знает. Даты разнятся- от второго тысячелетия до нашей эры, до IV века нашей эры. Прародина славян, также не установлена. Есть несколько версий о первоначальном месте обитания этого народа. Кто-то пишет о Дунае, кто-то, что они обитали изначально близ Карпат. Есть версия, что племена пришли из Сибири, из Поволжья, а так же, что они в древние времена жили за полярным кругом в стране, которую греки называли Гипербореей, а наши современники Арктидой или Арктогеей. Еще пятьсот лет назад в Европе печатали карты Герарда Меркатора, на которых был изображен таинственный континент, расположенный на месте северного полюса, разделенный четырьмя реками и с горой в центре. Существует предполож
"Славяне это отделившаяся часть индоевропейских племен и расселившаяся в центральной и восточной Европе."

Так звучит научное определение.

История России таит много загадок. Но самая первая, это откуда пришли и как произошли славяне. Когда отделение славян от общей массы племен стало происходить никто не знает. Даты разнятся- от второго тысячелетия до нашей эры, до IV века нашей эры. Прародина славян, также не установлена. Есть несколько версий о первоначальном месте обитания этого народа. Кто-то пишет о Дунае, кто-то, что они обитали изначально близ Карпат. Есть версия, что племена пришли из Сибири, из Поволжья, а так же, что они в древние времена жили за полярным кругом в стране, которую греки называли Гипербореей, а наши современники Арктидой или Арктогеей. Еще пятьсот лет назад в Европе печатали карты Герарда Меркатора, на которых был изображен таинственный континент, расположенный на месте северного полюса, разделенный четырьмя реками и с горой в центре.

Меркатор, Герард - Первая карта Северного полюса, 1569.Источник https://gallerix.ru/album/Antique-Maps/pic/glrx-1353329452.
Меркатор, Герард - Первая карта Северного полюса, 1569.Источник https://gallerix.ru/album/Antique-Maps/pic/glrx-1353329452.

Существует предположение, что в давние времена климат на севере был значительно мягче, чем сейчас, но в результате какого -то глобального катаклизма произошло оледенение. Континент погиб, а те, кто спаслись двинулись на юг через Сибирь. Часть племен пошла в Европу, часть в Индию, часть за Каспийское море в район современного Ирана. Это конечно всё догадки, но ученые признают, что было первое великое переселение народов. Через Европейскую равнину за 4000 лет до нашей эры двигались ираноязычные народы -Киммерийцы и скифы, тюркские племена, протославяне. Одни кочевники теснили других, волна двигалась за волной.

Повозка. Реконструкция из захоронений.
Повозка. Реконструкция из захоронений.

Ехали вот в таких кибитках. Заметьте, конструкция достаточно сложная. За первой волной пошла вторая, гораздо позже- уже в начале нашей эры. Гунны, готы, вандалы тд. - вся эта масса варваров преобразила лицо Европы. Постепенно движение прекратилось и то, что мы знаем как восточные славянские племена осели на территории Восточно-Европейской части равнины. Территория, которую они заняли была от Онежского и Ладожского озера на севере, до Черного моря на юге. Первые упоминания о славянах мы находим у византийских хронистов в VI веке, где они названы "словене" и "анты", позже есть упоминания и у арабов.

Всего насчитывалось 13 племен.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Ильменские словене - Вокруг озера Ильмень, в бассейне рек Волхов, Ловать, Мста, в верховьях реки Мологи. Главные центры - Ладога, Новгород.

Кривичи - Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины. Главные центры - Полоцк, Изборск, Смоленск.

Вятичи - Междуречье рек Оки, Клязьмы, Волги. Назывались в честь своего князя Вятко.

Дреговичи - Между реками Припять и Березина. Главный город — Туров на Припяти.

Радимичи - По реке Сож и бассейн реки Сула. Назывались в честь первого князя Радима.

Северяне - По среднему течению реки Днепр и по реке Десна. Главный центр - Чернигов.

Поляне - По берегам реки Днепр и низовьям его притоков от устья Припяти до Роси. Главный центр — Киев.

Древляне - По реке Припять. Главный город — Искоростень на реке Уж.

Уличи - Нижнее Поднепровье, Побужье и на берегах Чёрного моря.

Тиверцы - По реке Днестр (или Тивер) и близ устья Дуная.

Полочане - Берега реки Полоти, бассейн Западной Двины. Главный город -Полоцк.

Белые хорваты - Северная часть западных склонов Карпат. Город Перемышль на реке Сан.

Дулебы (позднее бужане, волыняне) - На территории Западной Волыни, к югу от реки Буг, верховья реки Припять.

Основным занятием славян было земледелие. Сеяли несколько сортов пшеницы, ячмень, просо, рожь, овес, чечевицу, горох, коноплю, лен. Те, кто жили в лесу выжигали делянки и на них сеяли. Когда почва истощалась, племя переходило на новую землю. Кроме земледелия они занимались охотой, бортничеством, рыболовством, домашним разведением скота, в общем, спустя несколько веков тем же занимаются жители любой деревни и сейчас. Также были и ремесла - металлообработка и гончарное производство. Процветала и торговля. Известен путь из варяг в греки от Балтийского до Черного моря.

Селились на берегах рек, озер, где почва была плодородной. Жили в полуземлянках или наземных столбовых домах. У разных племен были разный характер совместной жизни. Кто-то селился отдельными семьями, кто-то жил в больших домах целым родом на несколько семей. Так называемая родовая община и соседская.

Исторические хроники отмечают в характере славян отвагу, выносливость, гостеприимство. Имели схожесть языков, обычаев и законов.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Про верования славян мы знаем мало. Источников не сохранилось. Судить мы может из скудной информации византийских историков, Повести Временных Лет, археологии и фольклора, который сохранился в глухих деревнях. Всё строилось на мифологии и магии. Историки отмечают, что развитие верований прошло через четыре основных этапа.

1. Фетишизм. Поклонение предметам окружавшим их. Деревья, камням, и тд.

2. Тотемизм. Верование о происхождении рода от какого либо животного. Орла, медведя, волка и тд.

3. Полидемонизм. Система верований в духов природы- в леших, кикимор, русалок, водяных.

4. Политеизм. Вера в своих пращуров и различные божества. Перуна, Велеса, Сварога и тд.

ПАНТЕОН СЛАВЯНСКИХ БОГОВ.

Главным считался бог Род. Он был создателем вселенной и повелителем других богов. Весь круговорот жизни подчинялся ему.

Далее божества распределялись по степени воздействия на людей. Сначала шли боги, которые управляли войной, рождением и смертью, изобилием и голодом. Далее шли духовные сущности, которые отвечали за локальные дела - сельское хозяйство, рыбалку и охоту, ремесла. Еще ниже шли духи природы - лешие, домовые, кикиморы и русалки.

Вот примерный список богов с краткими характеристиками.

Коляда, Ярило( Яровит, Руевит), Дажьдьбог (Купало), Сварог (Световид). Это четыре воплощения Хорса солнечного бога -сына Рода. Каждое воплощение действовало в свой сезон, сопровождаясь своими обрядами.

Далее шли Перун - бог грома и молнии, Стрибог - бог ветра, Велес(Волос) - бог скота и земледелия, Лада - богиня любви и домашнего очага, Мокошь - богиня торговли, Чернобог- покровитель темных сил и всякой нечисти живущей в лесах и болотах, Морена(Марана)- богиня смерти, эпидемий, ночных кошмаров.

У каждого племени было свое тотемное животное, то от которого считалось произошло это племя. Некоторые почитали волка, медведя и тд. Тотемным животным у современных атеистов считается обезьяна (шутка, а может быть и нет).

Верили также в домашних духов - домовых. Старались им угождать, иначе они могли наслать беду. Кроме домовых верили в банников, овинников, дворовых. Старались их задобрить оставляя в укромных местах еду.

Святилища, как правило располагались на холмах. Вокруг капища(от слова капь - идол) насыпался вал, поверх которого нередко жглись костры, далее шел еще один вал, обозначавший внешнюю границу. Все это часто обносилось частоколом. Были и другие типы святилищ.

Реконструкция славянского святилища, Радоним, Германия. Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B0_%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%85_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD
Реконструкция славянского святилища, Радоним, Германия. Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B0_%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%85_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD

Жрецы(волхвы) как правило жили при храмовых комплексах. В их задачи входило совершать ритуалы в святилищах, создавать идолов и амулеты.

Збручский идол в Краковском археологическом музее. Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B1%D1%80%D1%83%D1%87%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BB
Збручский идол в Краковском археологическом музее. Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B1%D1%80%D1%83%D1%87%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BB
"Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один из богов, творец молнии, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания."

Так писал о верованиях славян византийский историк Прокопий Кесарийский.

По умершему справлялась тризна. Хоронили в курганах, а также ставили урны с прахом на придорожных столбах.

"И если кто умрёт, совершают над ним тризну. После неё складывают большой костёр, кладут на него мертвеца и сжигают. После этого, собрав кости, складывают их в малый сосуд и ставят на столбе у дороги.
Так делают вятичи и ныне. Такому же обычаю следуют и кривичи, и прочие язычники."

Об этом уже рассказывает "Повесть Временных Лет".

Семирадский. Похороны вождя русов.
Семирадский. Похороны вождя русов.

Если покойника не сжигали, то клали головой на запад. Если сжигали, то ставили урну с прахом. Так делали например радимичи и вятичи. Клали в курганы украшения— семилопастные височные кольца, хрустальные бусы, перстни и браслеты, керамику. В некоторых случаях шейные гривны. Редко встречается оружие, например кремниевые стрелы.

Серебряные украшения вятичей. Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%B9
Серебряные украшения вятичей. Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%B9

В большинстве племен было принято многоженство. Девушек умыкали на праздники, предварительно договорившись с ними.

Государственности до IX века у славян не было. Все вопросы решались на вечевых сходах. С усилением власти племенных вождей, которые стали называться князьями, значение вече стало уменьшатся.