Найти тему

Почему какающий пастушок стал важным рождественским персонажем в Италии.

В Италии в праздник Рождества Христова главным праздничным атрибутом является вовсе не наряженная ёлка, а презепе.

Презепе - это застывшая рождественская сцена в виде пещеры со Святым Семейством, волхвами и пастухами, а также животными, обступившими колыбельку-ясли Младенца.

Это классический состав этого неподвижного церковного театра, известный с 11 века.

С течением веков презепе расширялось, разрасталось, включая все новых и новых персонажей.

Наконец, где-то в 18 веке, презепе расширилось до целого города. Вначале это был город Вифлеем, где родился Христос, а потом стали изображать в презепе тот город, в котором он был построен.

Отныне персонажами презепе являлись не только Мария, Иосиф и Младенец Христос с предстоящими им пастухами и волхвами, но и различные жители, населяющие город, как то: торговцы, рыбаки, пекари, мясники, прачки, кузнецы, сапожники и другие жители города, а также правители и вельможи.

Самым искусным в изготовлении презепе и его персонажей стал город Неаполь. Там появилась целая длинная улица, сплошь уставленная различными презепе. На эту улицу народ устремляется в преддверии Рождества, чтобы купить презепе или новых персонажей для него.

А персонажи там появились очень интересные и неожиданные. И самый интересный и неожиданный - это Cacone (КакОне) или Pastore che caga (ПастОре ке кАга). На русском - Серун, Срун или Пастух, который срё.....какает!

Неожиданно, правда?! И как это соотносится с Рождеством Христовым?

Дело в том, что фигурки какающего пастушка появились первоначально в Каталонских землях - Испании, Франции и итальянской Сардинии, а потом распространились и дальше - на всю Италию и частично на другие страны Европы. И назывались и сейчас называются эти фигурки "кагАнеры". Особенно эти каганеры популярны в Испании. Да и Италия тоже не отстает!

Теперь какающими изображают не только пастухов, но и любых известных персонажей - Санта Клауса, популярных артистов, футболистов, политиков и даже...Папу Римского! И всех их изображают в этой специфической позе - со спущенными штанами, оголенным задом и кучкой известной субстанции сзади.

По традиции каганера прячут в домашний рождественский презепе среди других персонажей, маскируют его, а гости, пришедшие на праздничный обед, должны его найти. И кто первый найдет каганера, тому будет удача в следующем году.

Что же символизирует каганер?

Прежде всего - равенство всех людей через физиологические потребности. Хотя мы знаем, что все люди равны перед лицом смерти, но это несколько выспренне и отсылает в будущее - когда еще наступит смертный час! А справлять нужду по большому требуется каждый день и этот физиологический акт уравнивает всех - и королей и президентов, и нищих - каждодневно и постоянно!

Почему же об этом напоминают именно в Рождество Христово? И как к такому персонажу относится Католическая Церковь?

Рождество Христа - это приход Бога в земной физический мир, это Его вочеловечивание и это равенство Бога со всеми людьми. Бог становится человеком, оставаясь Богом. Это заземление праздника, это призыв воспевать жизнь - реальную человеческую жизнь, со всеми ее ограничениями, а не какую-то небесную.

И Католическая Церковь относится достаточно лояльно к такому персонажу, как каганер.

Рождество Христово - это главный праздник в Католицизме, когда Господь приходит в земной мир и освящает его. Рождество Христово призывает человека жить на земле, любить и обустраивать земной мир.

В Православии же главный праздник - это Пасха, Воскресение Христово. Здесь Христос победил смерть, победил тление физического мира. Он воскрес и изменился. Его тело уже не земное, не человеческое, это новое тело, которое проходит сквозь стены и возносится на небо. Праздник Пасхи зовет человека перейти из этого земного мира, лежащего во зле, в сияющую Вечность.

Поэтому такой персонаж, как каганер просто невозможен в православном вертепе, куда, к Святому Семейству допускаются только ангелы, благочестивые пастухи и восточные цари с сакральными дарами.

Православный вертеп - это, своего рода, объемная икона - святая и строгая. Поэтому всякие вольности, типа каганера, здесь будут восприняты, как богохульство.

-2