Найти тему
Советское Кино

«Я шагаю по Москве»

Фильм «Я шагаю по Москве», снятый в 1963 году, отобразил целую эпоху. Сюжетно фильм довольно прост – главный герой оказывается в Москве и попадает в ряд передряг. Основная глубина кроется в героях, здесь все герои проходят свой путь и меняются. Даже второстепенные персонажи претерпевают изменения и преподносят зрителям уроки товарищества, дружбы и любви.

Красивая задумка

Столь замечательная картина появилась на свет благодаря маленькой, яркой сцене, придуманной сценаристом Геннадием Шпаликовым. Сценарист увидел девушку, идущую босиком под дождем и молодого человека, едущего за ней на велосипеде. В руках у парня обязательно должен был быть зонт, который он держал бы над головой девушки. Режиссер Данелия, которому Геннадий поведал о своем видении, так вдохновился поэтичностью сцены, что сразу же взялся за работу над фильмом. Они долго корпели над сценарием, переписывая моменты, вводя новых персонажей. Получившаяся картина стала «гимном молодежи 60-х».

Изображение со страницы https://www.kinopoisk.ru/picture/3728915/
Изображение со страницы https://www.kinopoisk.ru/picture/3728915/

Актеры

Роль Николая открыла нового талантливого актера поколения и стала первой значимой ролью Никиты Михалкова. Однако, не только Михалков был новичком среди актеров фильма. Евгения Стеблова буквально «выхватили» на его первую роль. Молодой человек в этот момент надеялся найти любую сезонную работу, поэтому заглянул на «Мосфильм» в надежде найти хоть что-то. Неожиданная удача настигла актера прямо в коридоре, где его утвердили на роль Александра. «Я шагаю по Москве» также стал дебютным для Ирины Мирошниченко и Валентина Смирнитского.

Песня на века

Одна из самых знаменитых и цитируемых песен о Москве появилась в фильме совсем не случайно. Музыка была готова давно, а вод текста не было. Шпаликов постоянно забывал написать песню, откладывая эту работу в долгий ящик. В конце концов режиссер поставил ультиматум – фильм снимать не начнут пока текста песни нет на руках. Шпаликов начал трудиться над написанием слов вместе с композитором Андреем Петровым. Так небольшими шапочками дело двигалось вперед: Шпаликов начинал писать слова, режиссер начинал снимать сцену, и сценарист творил в режиме реального времени.

Из песни слов не выкинешь

Готовая песня всем пришлась по душе, она отражала атмосферу фильма и отлично подходила для героя. Окрыленные успехом деятели искусства понесли утверждать свое детище худсовету. Последний был доволен и текстом, и музыкой, пока не добрался до строчки «Над лодкой белый парус распущу. Пока не знаю где…».

Режиссеру прямо сказали, что строчка эта для фильма о советской молодежи не подходит. Какой пример она подает, и какие смыслы может углядеть впечатлительная молодежь в этом «не знаю где»? Ведь если ты не знаешь, то можешь и в США оказаться, и на острова в Тихом океане заглянуть, а это пример неподходящий. Шпаликов намек понял и заменил слова на «пока не знаю с кем».

Новый жанр

Проблемы с недовольством руководства преследовали режиссера постоянно. Даже, когда режиссер стал представлять уже готовую работу, ему задали много вопросов. Главный из них выражал суть – не понятно о чем снят фильм. Данелия, как человек предельно терпеливый, разъяснил всем непонятливым, что дескать это комедия. Но недовольные не перестали спрашивать, и следующая дилемма состояла в отсутствии «смешных» моментов в комедии.

Тогда Данелия всем объяснил – комедия лирическая, поэтому и не смешно. Ему посоветовали прямо так и написать в начале фильма, что он с радостью сделал. Так в советском кинематографе официально появился новый жанр лирической комедии. Забавно, но в «Джентльменах удачи» режиссер поставил приписку «нелирическая», чем развеселил многих еще в самом начале.