Романтическую комедию Владимира Бортко «Блондинка за углом» очень интересно пересматривать в наши дни.
На экраны этот фильм вышел в 1984 году, ещё до перестройки. Однако здесь достаточно честно были показаны некоторые реалии позднего Советского Союза (и это вызвало в своё время повышенный интерес к картине).
В центре сюжета здесь история любви двух очень непохожих друг на друга людей — продавщицы гастронома Наденьки (её играет Татьяна Догилева) и бывшего учёного, а ныне обычного грузчика Николая (его играет Андрей Миронов). Они знакомятся при забавных обстоятельствах. Блондинка Надя находит Николая пьяным в стельку в ящике с луком (а ведь он на работе всего первый день). Но Надю это не смущает. К тому же она несколько минут назад поспорила с коллегами, что сможет из новенького «сделать человека».
Между ними быстро завязывается доверительный разговор. Выясняется, что раньше Николай был астрономом и занимался поиском внеземных цивилизаций. Но разочаровался в своей работе, осознал, что она абсолютно бесполезна, уволился и устроился в магазин на рядовую должность.
Надя, в отличие от Николая, не витает в облаках. Её волнуют вполне земные вещи. Она пробивная, уверенная в себе, у неё масса полезных знакомств, и она может достать практически что угодно (что крайне важно в эпоху дефицита).
В общем, Надя берёт Николая в оборот. И вот уже вечером она вместе с ним едет к нему домой (их подвозит на зелёном «Крайслере» её брат — автомеханик Гена). Вдобавок ко всему Надя прихватила с работы пакеты с дефицитными продуктами, что позволяет организовать достаточно шикарный (по тем временам) стол на маленькой кухоньке.
Помимо родителей, в доме также находится Регина — девушка, за которой много лет ухаживает Николай. Но этот вечер меняет всё. В итоге у Николая начинается роман с Наденькой, а у Регины — с Геной.
Образ Гены — это, конечно, один из явных плюсов этой картины. Гена — добрый, молчаливый, рукастый. Он способен починить всё что угодно. И за весь фильм он не произносит ни слова. Наденька в шутку называет его крокодилом Геной. И в одной из сцен, когда он выходит из комнаты с батареей в руках, он становится максимально похожим на того самого мультипликационного персонажа...
Уже ночью вся компания (кроме, конечно, родителей Николая) оказывается в престижной московской бане... В общем, Наденька показывает своему новому знакомому «красивую жизнь».
Скромному Николаю всё это кажется очень неудобным, но в итоге он поддаётся напору продавщицы. Мало того, в конце концов он соглашается жениться на ней (да, здесь, скорее, она делает предложение ему, а не наоборот). Впрочем, на свадьбе он понимает, что весь этот новый мир, который ему открыла Наденька, ему не нравится.
Глядя на многочисленных гостей, зацикленных на материальных ценностях и обретении нужных связей, он с сарказмом спрашивает: «И это наше будущее?» И, сам того не ведая, попадает в точку. В перестройку и в девяностые именно такие хваткие люди оказались на коне.
Затем Николай буквально снимает с себя пиджак и штаны, и (в трусах и в рубашке) сбегает со свадьбы. А Наденька бросается его догонять.
Вообще существует достаточно много советских фильмов, высмеивающих мещанский быт и мещанство в целом. И «Блондинку за углом» в принципе тоже можно отнести к их числу. Но здесь это высмеивание получилось несколько двусмысленным.
Молодая Татьяна Догилева сделала свою героиню очень обаятельной. В ней и вправду есть немало позитивных черт. Она любит жизнь, практична, не боится действовать и принимать решения. Она не желает никому зла и действительно хочет помочь Николаю...
Чтобы немного заретушировать эту двусмысленность, создателям фильма пришлось даже делать специальные вставки с песнями Миронова. В них он как бы разъяснял происходящее, настраивал зрителей на правильные выводы.
Конечно, особое значение здесь имеют последние кадры. В них показывается, что Николай вернулся к своим космическим исследованиям и уехал куда-то на Крайний Север (там якобы находится огромный радиотелескоп). А ещё через миг зрителям показывают, что Надя с ним рядом, и у них уже появился ребёнок. Выходит, это Николай «перевоспитал» её, а не она Николая.