Найти тему
Читает Шафферт

Может ли повесть в жанре "хоррор" быть книгой для умных читателей?

Расскажу про два сборника произведений для подростков в жанре "хоррор". Оба они кажутся мне не просто развлекательной литературой, а книгами для думающих читателей. Авторы обеих книг - современные российские писатели.

Общие соображения о жанре "хоррор" в детской литературе

Сталкивая здравый смысл, нравственный закон и иррациональное зло, воплощенное в чудовище, предмете или человеческой сущности, писатели создали необычайно популярный жанр хоррора. Главной задачей историй такого жанра было придумать страшную головоломку, чтобы напугать читателя как можно сильнее и заодно заставить его искать выход вместе с персонажем. Казалось бы, ориентация на ужасное сразу исключает подобные тексты из круга чтения подростков, все же взрослые стараются беречь детскую психику и не провоцировать лишнюю тревожность у подростков. Однако подобного исключения не произошло: детские книжные полки прогибаются под весом многочисленных «ужастиков». Почему так происходит? Пожалуй, основная причина в том, что литература ужасов с самого начала предлагала читателю очень четкое разграничение доброго и злого начал и понятный выбор между ними, характерные также и для детской и подростковой литературы.

Конечно, писателям, которые берутся сочинять литературу ужасов для младших читателей, пришлось корректировать каноны жанра. Во-первых, они не могут позволить себе представить в книге непобедимый ужас и вконец отчаявшегося героя – их героям всегда удается одержать верх над страшным, каким бы сильным это страшное не было. А все потому, что герои вовремя выбирают правильную сторону, сторону добра. Во-вторых, авторы подростковых хорроров нередко позволяют себе шутить, у них вполне успешно получается объединять страшное и смешное, точно как у пионеров жанра, вроде Джеймса Родса с его историями о привидениях.

Олег Кожин. Большая книга ужасов – 75

Сборник из трех коротких повестей, в которых подростки встречаются с потусторонним ужасом и побеждают
Сборник из трех коротких повестей, в которых подростки встречаются с потусторонним ужасом и побеждают

Очередной том «Большой книги ужасов» знакомит читателя сразу с несколькими текстами Олега Кожина: повестями «Драконье лето» и «Заповедник монстров», а также рассказом «Где живет кракен». Действие всех историй происходит в Петрозаводске, родном городе автора, а сюжеты их вполне хрестоматийны для жанра: герои встречаются или с жуткими чудовищами («Драконье лето», «Где живет кракен»), или с необычными, наполненными тайнами домами (Заповедник монстров»).

Девятиклассники из «Драконьего лета», дворовые друзья Серый, Жан, Тоха и Юрка, обнаруживают, что из двора исчезают домашние животные и птицы. Потом один из друзей погибает. Подростки не верят, что виной всему несчастный случай, ребята понимают, что пропажа животных и смерть их друга взаимосвязаны и решают разгадать загадку и отомстить виновнику.

Во второй повести страшное кроется в квартире, точнее за окном, из которого виден зимний двор другого мира. 12-летняя Варя долго смотрела на играющих в том дворе девочек, а потом отправилась туда на прогулку. По законам жанра, ничего хорошего из этого не вышло: постепенно двор наполнился живыми снеговиками, а мама Вари исчезла, чтобы стать новым телом для злой сущности, захватившей странное место.

Герои последнего, самого короткого в этой книге рассказа, отправляются на поиски некоего полумифического кракена, якобы живущего в старой заброшенной цистерне и, к сожалению, находят, что искали.

Истории Олега Кожина на редкость убедительные и достоверные, а все потому, что у него хорошо получаются персонажи-дети. Они живые и настоящие, читатель с ходу верит им, а значит ему легко поверить и во все остальное – страшное и потустороннее. Автор не слишком щадит читателей – в каждом сюжете кто-нибудь да погибает, однако в конечном итоге зло оказывается побежденным. Подростки из «Драконьего лета» находят убийцу своего друга и предотвращают гибель ребенка. Варя из «Заповедника монстров» спасает свою маму и прогоняет зло из странного потустороннего двора. Что до истории «Где живет кракен», пожалуй, самой интересной в сборнике, то она представляет читателю некую универсальную метафору взросления: можно убежать от опасности, а можно посмотреть ей в глаза и выжить, но только в том случае, если сделаешь правильный выбор, выбор в пользу слабого и невинного существа. В ином случае можно погибнуть и, что еще страшнее, исчезнуть из памяти других.

Шамиль Идиатуллин. Убыр. Дилогия

Сюжет истории, главный герой которой сражается за своих родителей, захваченных чудовищем, основан на татарском фольклоре
Сюжет истории, главный герой которой сражается за своих родителей, захваченных чудовищем, основан на татарском фольклоре

В сборнике две повести: "Убыр" и "Убыр. Никто не умрёт". Первоначально обе они публиковались под псевдонимом "Наиль Измайлов", а впоследствии автор решит раскрыть инкогнито. О чём книга?

Однажды родители подростка Наиля уехали на похороны родственника в деревню. Когда они вернулись, Наиль и его сестра заметили, что папа с мамой изменились: они перестали разговаривать, закрыли окна и бесконечно ели. Постепенно Наиль понял, что всему виной убыр – монстр из татарской мифологии, который может завладеть телом человека. Теперь 14-летнему Наилю предстоит защитить маленькую сестру Дильку, спасти родителей и сразиться с чудовищами – убыром, албасты, шурале, бичурой – из страшных татарских сказок. Для этого дети сначала отправятся в лес…

Действие книги постоянно балансирует между экшеном и нагнетанием жути, и в целом не выходит за очерченные другими авторами рамки подросткового ужастика: да, герой проходит через иррациональный ужас, при этом непременно преодолевает его с не самыми значительными потерями. Он проявляет героизм: не только побеждает свои страхи, но и спасает родных и близких.

Очевидным достоинством «Убыра» и его продолжения кажется мифологическая основа текста: татарский писатель обратился к фольклору своего народа и отлично встроил его в современный динамичный сюжет, герой которого так убедительно отстаивает жизнь своих родных, что текст был удостоен премии имени В. П. Крапивина. В современных книгах для детей и подростков пресловутые «крапивинские мальчики» приобретают порой совершенно неожиданные воплощения. Например, возрождаются в виде решительного подростка из Казани по имени Наиль.

***

Почему же эти "хорроры" кажутся мне книгами, над которыми стоит подумать? Да потому что авторы не просто развлекают своего читателя, а рассказывают истории о героизме и взрослении, о преодолении своих страхов и мужестве, которое необходимо проявить, чтобы спасти самое главное - свою семью, друзей, любимый дом. Смыслы историй довольно очевидны, но они важны. Читатели, конечно, отнесут эти тексты к жанровой литературе, что однако не делает их автоматически ни поверхностными, ни слишком простыми.

***

Читали ли вы "ужастики"? Что думаете о такой литературе?