Расскажу про два сборника произведений для подростков в жанре "хоррор". Оба они кажутся мне не просто развлекательной литературой, а книгами для думающих читателей. Авторы обеих книг - современные российские писатели.
Общие соображения о жанре "хоррор" в детской литературе
Сталкивая здравый смысл, нравственный закон и иррациональное зло, воплощенное в чудовище, предмете или человеческой сущности, писатели создали необычайно популярный жанр хоррора. Главной задачей историй такого жанра было придумать страшную головоломку, чтобы напугать читателя как можно сильнее и заодно заставить его искать выход вместе с персонажем. Казалось бы, ориентация на ужасное сразу исключает подобные тексты из круга чтения подростков, все же взрослые стараются беречь детскую психику и не провоцировать лишнюю тревожность у подростков. Однако подобного исключения не произошло: детские книжные полки прогибаются под весом многочисленных «ужастиков». Почему так происходит? Пожалуй, основная причина в том, что литература ужасов с самого начала предлагала читателю очень четкое разграничение доброго и злого начал и понятный выбор между ними, характерные также и для детской и подростковой литературы.
Конечно, писателям, которые берутся сочинять литературу ужасов для младших читателей, пришлось корректировать каноны жанра. Во-первых, они не могут позволить себе представить в книге непобедимый ужас и вконец отчаявшегося героя – их героям всегда удается одержать верх над страшным, каким бы сильным это страшное не было. А все потому, что герои вовремя выбирают правильную сторону, сторону добра. Во-вторых, авторы подростковых хорроров нередко позволяют себе шутить, у них вполне успешно получается объединять страшное и смешное, точно как у пионеров жанра, вроде Джеймса Родса с его историями о привидениях.
Олег Кожин. Большая книга ужасов – 75
Очередной том «Большой книги ужасов» знакомит читателя сразу с несколькими текстами Олега Кожина: повестями «Драконье лето» и «Заповедник монстров», а также рассказом «Где живет кракен». Действие всех историй происходит в Петрозаводске, родном городе автора, а сюжеты их вполне хрестоматийны для жанра: герои встречаются или с жуткими чудовищами («Драконье лето», «Где живет кракен»), или с необычными, наполненными тайнами домами (Заповедник монстров»).
Девятиклассники из «Драконьего лета», дворовые друзья Серый, Жан, Тоха и Юрка, обнаруживают, что из двора исчезают домашние животные и птицы. Потом один из друзей погибает. Подростки не верят, что виной всему несчастный случай, ребята понимают, что пропажа животных и смерть их друга взаимосвязаны и решают разгадать загадку и отомстить виновнику.
Во второй повести страшное кроется в квартире, точнее за окном, из которого виден зимний двор другого мира. 12-летняя Варя долго смотрела на играющих в том дворе девочек, а потом отправилась туда на прогулку. По законам жанра, ничего хорошего из этого не вышло: постепенно двор наполнился живыми снеговиками, а мама Вари исчезла, чтобы стать новым телом для злой сущности, захватившей странное место.
Герои последнего, самого короткого в этой книге рассказа, отправляются на поиски некоего полумифического кракена, якобы живущего в старой заброшенной цистерне и, к сожалению, находят, что искали.
Истории Олега Кожина на редкость убедительные и достоверные, а все потому, что у него хорошо получаются персонажи-дети. Они живые и настоящие, читатель с ходу верит им, а значит ему легко поверить и во все остальное – страшное и потустороннее. Автор не слишком щадит читателей – в каждом сюжете кто-нибудь да погибает, однако в конечном итоге зло оказывается побежденным. Подростки из «Драконьего лета» находят убийцу своего друга и предотвращают гибель ребенка. Варя из «Заповедника монстров» спасает свою маму и прогоняет зло из странного потустороннего двора. Что до истории «Где живет кракен», пожалуй, самой интересной в сборнике, то она представляет читателю некую универсальную метафору взросления: можно убежать от опасности, а можно посмотреть ей в глаза и выжить, но только в том случае, если сделаешь правильный выбор, выбор в пользу слабого и невинного существа. В ином случае можно погибнуть и, что еще страшнее, исчезнуть из памяти других.
Шамиль Идиатуллин. Убыр. Дилогия
В сборнике две повести: "Убыр" и "Убыр. Никто не умрёт". Первоначально обе они публиковались под псевдонимом "Наиль Измайлов", а впоследствии автор решит раскрыть инкогнито. О чём книга?
Однажды родители подростка Наиля уехали на похороны родственника в деревню. Когда они вернулись, Наиль и его сестра заметили, что папа с мамой изменились: они перестали разговаривать, закрыли окна и бесконечно ели. Постепенно Наиль понял, что всему виной убыр – монстр из татарской мифологии, который может завладеть телом человека. Теперь 14-летнему Наилю предстоит защитить маленькую сестру Дильку, спасти родителей и сразиться с чудовищами – убыром, албасты, шурале, бичурой – из страшных татарских сказок. Для этого дети сначала отправятся в лес…
Действие книги постоянно балансирует между экшеном и нагнетанием жути, и в целом не выходит за очерченные другими авторами рамки подросткового ужастика: да, герой проходит через иррациональный ужас, при этом непременно преодолевает его с не самыми значительными потерями. Он проявляет героизм: не только побеждает свои страхи, но и спасает родных и близких.
Очевидным достоинством «Убыра» и его продолжения кажется мифологическая основа текста: татарский писатель обратился к фольклору своего народа и отлично встроил его в современный динамичный сюжет, герой которого так убедительно отстаивает жизнь своих родных, что текст был удостоен премии имени В. П. Крапивина. В современных книгах для детей и подростков пресловутые «крапивинские мальчики» приобретают порой совершенно неожиданные воплощения. Например, возрождаются в виде решительного подростка из Казани по имени Наиль.
***
Почему же эти "хорроры" кажутся мне книгами, над которыми стоит подумать? Да потому что авторы не просто развлекают своего читателя, а рассказывают истории о героизме и взрослении, о преодолении своих страхов и мужестве, которое необходимо проявить, чтобы спасти самое главное - свою семью, друзей, любимый дом. Смыслы историй довольно очевидны, но они важны. Читатели, конечно, отнесут эти тексты к жанровой литературе, что однако не делает их автоматически ни поверхностными, ни слишком простыми.
***
Читали ли вы "ужастики"? Что думаете о такой литературе?