Одна из задач курса словесности - развитие коммуникативных навыков, и среди них - умение услышать другого и понять, чего он хочет. Порой, слушая публичные дискуссии, понимаешь, как мало люди этим занимались в школе.
Традиционно на литературе берутся выпуклые яркие персонажи и разбираются по схеме. Что герой делает, как себя ведет, какие слова произносит, что за ними скрывается, что он чувствует, что его речь говорит о нем. Однако главные герои на любом уроке - это сами ученики.
Так что можно начать с попытки услышать одноклассника.
Предлагаю детям спонтанно рассказывать о своем утре. (Впрочем, вы можете взять любую тему, рыбалку, успехи хоккейной сборной или предложить произнести новогоднюю речь президента, но, разумеется, не его, а свою). Засекаю таймер. Человек говорит в течение минуты. Другой ученик должен внимательно выслушать спич и сообщить
- что оратор держит в фокусе: предметы, детали, чувства, мысли;
- что больше всего его волнует;
- несколько выводов о нем: возможно, его настроение или ярко проявившаяся черта характера.
Вообще-то слушать сложно. А объяснить, что именно ты услышал, еще сложнее. Но, напрягая ухо, мы лучше узнаем друг друга.
Так, у кого-то утро полно волнений: опоздаю не опоздаю, провалю контрольную или нет. В этом можно услышать тревожность и стремление к достижению результатов. У кого-то утро - заряд неги и радости: зефир на завтрак и любимый пушистый свитер. Можно предполагать, что наш товарищ - человек с гедонистической жилкой, стремящийся к комфорту. А у кого-то начало дня - время событий: утренняя пробежка с собакой, драка с ручной крысой… Тут есть шанс решить, что наш герой активный, азартный человек, который без ума от животных.
Ну а если ты понял, что хотел сказать одноклассник, вопрос, что хотел сказать автор, а тем более президент, тебе дастся в разы легче.