Найти тему
Михаил Драбкин

Абакан, или неинтересная столица интересного региона

Если быть честным, то в российских регионах не так уж много интересных городов (хотя есть и жемчужины, конечно), и ещё меньше мало-мальски крупных городов (региональных центров), комфортных и удобных для жизни.

-2

При слове "Абакан" лично мне всегда представлялось что-то вроде Магадана (хотя и Магадан оказался неожиданно красивым и удобным для жизни), а обнаружилось, что хакасская столица - город скорее неинтересный, но очень зелёный и довольно приятный.

-3
-4

Это контрастирует с остальной Хакасией, весь центр которой - это рыжевато-бурая к концу лета степь, прямо-таки набитая всякими достопримечательностями от солёных озёр до курганов и каменных столбов-менгиров (столько я их не видел нигде).

-5

Дело в том, что Абакан, в отличие от древней хакасской земли - место новое и во многом искусственное: хотя рубежный русский острог был построен здесь несколько столетий назад, чтобы держать под контролем зыбкую южносибирскую границу, нынешний город начался со строительства куска железной дороги Ачинск - Минусинск, который позже стал головным участком Южно-Сибирской железной дороги, которая связала Казахстан и Кузбасс напрямик с БАМом.

-6

А уже после 1917 года из посёлка Абакан стали срочно делать столицу уже советской Хакасии: как тувинцы или монголы, хакасы к приходу русских были кочевниками, и города для них пришлось строить специально.

-7

Местность у впадения Абакана в Енисей низменная, тогда очень болотистая, в этих тёплых по сибирским меркам краях служившая бесконечным источником малярии.

-8

Так что советская власть стала организовывать здесь то, что ей удавалось лучше всего - большие работы с привлечением широких масс трудящихся, и территория новоиспечённого города постепенно была осушена.

-9

Всё это сопровождалось массовыми посадками деревьев, и Абакан кроме регулярной прямоугольной планировки получил несколько бульваров, два крупных парка и ещё полдюжины парков поменьше.

-10
-11
-12

-13
-14
-15

И это на 185 тысяч населения: Абакан - один из самых небольших региональных центров России (не считая центров автономных округов).

-16
-17
-18
-19

А ещё в хакасской столице есть несколько крупных дренажных каналов, в основном опоясывающих город, но в одном месте проходящих прямо сквозь Абакан.

-20

А в остальном - в Абакане глазу особо не за что зацепиться.

-21
-22
-23

-24

-25
-26

-27
-28
-29
-30
-31
-32

-33

-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40

Взять хотя бы главную площадь:

-41

Коренная Хакасия, которая сейчас сохранилась в основном на юго-западе региона, в Аскизском районе и дальше - до сих пор во многом языческая, но в Абакане я не приметил никаких иных религий кроме православного христианства.

-42

Ну ещё на центральном рынке можно найти немного колорита.

-43

На не центральной, но самой исторической бульварной улице Ленина есть несколько кварталов послевоенного неоклассицизма.

-44

Даже попадаются элементы конструктивизма.

-45

Примыкающий к городу с востока местный парк культуры и отдыха очень неплох: там есть и река, и пруды с островами, и благоустройство, и сегменты леса, в одном из которых я без труда нашёл место для палатки.

-46
-47

В главном спальном районе на северо-западе города есть маленький частный парк "Сады Мечты", где за немаленькие (250 рублей) деньги можно полюбоваться образцом гармоничной организации пространства на основе садово-парковых традиций разных народов мира (очень неплохо для провинции, на самом деле).

-48
-49
-50
-51
-52
-53
-54
-55
-56
-57
-58
-59
-60
-61
-62
-63

Главный хакасский музей, не так давно вместе с несколькими другими культурно-просветительскими организациями переведённый в монструозное здание со стеклянным пирамидальным куполом, велик и вполне отражает богатую историю Хакасии, которая в целом богаче её современности.

-64
-65
-66
-67
-68
-69
-70

Несмотря на то, что Абакан своим нынешним ростом и масштабом во многом обязан Южно-Сибирской железной дороге, сейчас городской железнодорожный вокзал с парой дальних и парой пригородных поездов ежедневно уступает по значению автовокзалу.

-71
-72

Железнодорожный музей рядом с вокзалом - неожиданно хорош: тут есть и экспозиция, посвящённая местной железнодорожной истории, и модели всякой железнодорожной техники, и настоящая железнодорожная техника, стоящая на приколе снаружи.

-73
-74
-75
-76
-77

Городской транспорт в небольшом по площади Абакане в целом неплохой: в его основе по-прежнему троллейбусная система, одна из последних открытых в СССР (1980 год).

-78
-79

Но автобусы-ПАЗики и маршрутки перевозят не меньше пассажиров.

-80

-81

В общем - не пропускайте Абакан, заезжайте туда транзитом, но не задерживайтесь!