Найти в Дзене
Коротко и по делу

На фоне ослабления влияния США в регионе - новый поворот в "иранской игре"...

Вашингтон и Тегеран ведут зондовую дипломатию с разными целями в связи с тектоническими сдвигами, происходящими на Ближнем Востоке, которые свидетельствуют об ослаблении влияния США и усилении влияния Китая и России.

Бушерская атомная электростанция
Бушерская атомная электростанция

Это связано с изменением моделей сложившегося сотрудничества и существующих конфликтов между государствами региона и внешними игроками.

Когда Мохаммад Эслами, глава Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ), объявил, что Вашингтон предоставил Тегерану новые условия на переговорах по иранской ядерной программе, это прозвучало как сенсация.
Мохаммад Эслами, глава Организации по атомной энергии Ирана
Мохаммад Эслами, глава Организации по атомной энергии Ирана

Хотя бы потому, что после прекращения переговоров в Вене, как пишет профессор Пол Пиллар, много лет, проработавший в Национальном разведывательном совете США в качестве одного из первых членов его аналитического центра, "дипломатия по JCPOA находилась в предсмертных муках".

Однако Тегеран до сих пор не вышел из переговорного процесса. По словам Эслами, "инспекторы МАГАТЭ регулярно находятся в Иране, и вся ядерная деятельность в стране находится под их контролем". Он также сообщил, что генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси выразил готовность посетить Иран уже в январе. На этом, как сообщается, настаивали в ходе переговоров иранские эксперты и дипломаты в области ядерной энергетики.

Не вдаваясь в технические детали, вызвавшие разногласия между МАГАТЭ и Тегераном, предстоящий визит Гросси в Иран является определенным прорывом в расследовании так называемого иранского ядерного досье, созданного на Западе.

Не случайно этот эпизод активно раскручивался ранее во время визита министра иностранных дел Ирана Хоссейна Амир-Абдоллахиана в Оман. Он, надо полагать, мотивированно приветствовал "любую инициативу со стороны Маската (столица Омана - ред.) "по достижению хорошего, прочного и стабильного соглашения по ядерной программе".

 МИД Ирана Хоссейн Амир-Абдоллахиан
МИД Ирана Хоссейн Амир-Абдоллахиан

При этом министр назвал Оман "главным посредником между Ираном и западными сторонами", указав, что "Маскат продолжает свои усилия по возобновлению переговоров и заключению сделки". Именно это позволяет предположить, что новые предложения Ирану по JCPOA были переданы США через Оман.

Конкретное содержание инициатив не было раскрыто, но Амир-Абдоллахиан сказал, что иранская сторона обсудила их в кулуарах второго Багдадского саммита в Иордании, в котором приняли участие некоторые страны Ближнего Востока и официальные лица Франции и Европейского союза.

Переговоры велись с главой внешней политики ЕС Жозепом Боррелем и главным ядерным переговорщиком Ирана Али Багери Кани, который встретился с координатором переговоров ЕС Энрике Мора. Амир-Абдоллахиан уточнил, что "стороны обменялись мнениями и пришли к некоторым договоренностям о возобновлении застопорившихся с августа переговоров в австрийской столице". Таким образом, налицо острая интрига с определенными сюжетами.

Глава внешней политики ЕС Жозеп Боррель
Глава внешней политики ЕС Жозеп Боррель

Первый. Еще в конце августа 2022 года Боррель говорил об окончательном тексте ядерного соглашения, что стороны пошли на определенные уступки друг другу, готовы принять предложенный проект.

Но американцы решили подождать. В середине октября 2022 года в Иране начались волнения, которые в Вашингтоне стали называть "революцией".

Кроме того, приближались выборы в Конгресс США, и администрация Джо Байдена начала дистанцироваться от иранского вопроса под предлогом того, что Тегеран "пытается внести в переговоры посторонние вопросы".

Теперь возникает вопрос, насколько "проект Боррелла" соотносится с новыми предложениями США, при этом представитель ЕС вновь заявил, что "альтернативы JCPOA не существует".

Представитель России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов
Представитель России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов

Но, как подчеркнул постоянный представитель России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов, "Франция, Германия и Великобритания как участники Венских переговоров хранят молчание". Судя по всему, ЕС отходит от посредничества в переговорах между США и Ираном, и эстафета переходит к Оману.

Вторая история. В 2013-2015 годах Оман уже выступал в качестве ближневосточного посредника между США и Ираном. Однако после смерти султана Кабуса бин Саида, правившего страной 50 лет, новое руководство страны стало концентрироваться на внутренних проблемах.
Оман выступил с предложением о посредничестве в переговорах США с Ираном
Оман выступил с предложением о посредничестве в переговорах США с Ираном

В 2022 году Катар попытался сыграть роль посредника. Теперь все вернулось на круги своя. Напомним, что именно тесные отношения Омана с Ираном и США позволили Маскату провести первые секретные встречи между американскими и иранскими официальными лицами, что в итоге привело к подписанию JCPOA в 2015 году. Но это еще не все.

Если Оману действительно удастся вновь сыграть роль эффективного посредника, нельзя исключать, что некоторые ближневосточные страны, в частности Саудовская Аравия, могут включиться в переговорный процесс. В этом случае отказ Тегерана уступить на ядерных переговорах может быть представлен Вашингтоном как "вызов Тегерана своим соседям".

Это даст Соединенным Штатам (и Израилю) новое "окно возможностей" для проведения более жесткой политики в регионе.
-7

Наконец, нельзя исключать, что Вашингтон и Тегеран ведут зондовую дипломатию с разными целями ввиду тектонических сдвигов, происходящих на Ближнем Востоке, которые свидетельствуют об ослаблении влияния США и росте влияния Китая и России.

Это связано с изменением моделей сложившегося сотрудничества и существующих конфликтов между государствами региона и внешними акторами.

При этом иранская ядерная сделка может стать стержнем, вокруг которого будут вращаться многие геополитические события со сложным сочетанием конфликтов и сотрудничества.

В то же время следует признать, что американская политика в этой части мира меняется, и нельзя исключать, что Вашингтон, как предсказывает Пиллар, "постепенно отойдет от своей непоколебимой поддержки Израиля и враждебного отношения к Ирану".

Если это так, то работа над некоторыми аспектами будущего соглашения JCPOA между США и Ираном будет продолжена, с некоторыми корректировками для восстановления баланса между ядерной и экономической составляющими соглашения. Но мы находимся только в начале этого процесса.

Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.

Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях. Буду рад вашему лайку, ведь ваша активность помогает продвижению публикаций.

У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях. (Продолжение следует)...