«Магистральный самолет 21 века» – именно так расшифровывается название нового МС-21, который в ближайшие годы станет базовой птичкой российской авиации, вытеснив «Боинг» и «Айэрбас».
Полеты с удобством
Пассажирам, которые часто летают на внутренних и особенно международных рейсах будет приятно узнать, что фюзеляж нового самолета целых 4 м. Так что полет пройдет с куда большим комфортом, чем на аналогичных среднефюзеляжных моделях. Увеличилось как пространство между креслами, так и ширина самих кресел.
Всего планируется три модификации, включая укороченную в 33,8 м (МС-21-200). Число пассажирских мест:
- Один класс: 153, 181, 210;
- Два класса: 132, 163 и 196;
- Предельная компоновка: 165, 211, 230.
Вот что санкции животворящие делают!
Но популярность самолету принесли не кресла, и не увеличенный фюзеляж, а экстренные попытки импортозамещения. Техника должна была уйти в серийное производство еще в 2022 году, но тут пришли санкции, и сроки сдвинулись.
Зато теперь серийный МС-21 будет комплектоваться полностью отечественным двигателем ПД-14 от ОАО «Авиадвигатель». (Расшифровывается как «перспективный двигатель»). К его преимуществам можно отнести:
- высочайшую надежность и куда большую экономичность,
- снижение уровня шума;
- уменьшение вредных выбросов.
- безремонтный полет 20 000 ч.
Кроме того, снизились и сами расходы на эксплуатацию. По желанию заказчика на экспортные машины возможна установка американского двигателя PW1431G. Но в серию пойдут только машины с российскими компонентами.
Композитные крылья
Крыло тоже изменилось. Теперь оно не из металла, а из углепластика, современного композитного материала, который во много раз прочнее знакомого всем алюминия.
Идея с композитными крыльями витала давно, и первоначально сырье для производства планировалось закупать в Штатах. Но беда пришла, откуда не ждали – в 2018 году «АэроКомпозит» попадает под санкции как производитель для военной авиации. Пришлось выкручиваться самим. И выкрутились успешно.
Уже в 2021 году на новую машину установили композитные крылья отечественного производства – тут спасибо «Росатому» за помощь и содействие. В итоге удалось создать не только отечественное крыло, но и запустить производственное оборудование для серийного выпуска.
Всего собираются заместить более 80 ключевых систем импортного производства. Полную сертификацию планируют пройти уже до конца 2023 года.
Первые полеты
Первые испытательные полеты были еще в 2016 году с импортными компонентами и продолжались до декабря 2019. В 2020 году самолет взлетел уже с отечественными двигателями, а в 2021-ом совершил первый показательный беспосадочный перелет из Московской области в Дубай.
В декабре 2022 года на МС-21 совершили несколько перелетов Дед Мороз и Снегурочка.