Каждый раз, когда речь заходит о каталонском искусстве, перед глазами тут же встают причудливые формы зданий, над которыми когда-то кропотливо работал Антонио Гауди. Но, как известно, искусство архитектурой не ограничивается, а Каталония на таланты богата, вспомнить хотя бы Антони Тапиеса, Исаака Альбениса и Монсеррат Кабалье. Одним из людей, прославивших Барселону, стал Жоан Миро-и-Ферра (Joan Miro i Ferra) – оригинальный художник, скульптор и график.
Сейчас его имя стоит в одном ряду с такими сюрреалистами, как Пабло Пикассо и Сальвадор Дали, он известен по всему миру своим своеобразным видением мира. Многие считают его гением, кто-то отрицает его талант, но равнодушных нет – это факт.
Приходилось ли вам сталкиваться с такой ситуацией: вы или кто-то из ваших знакомых в детстве мечтал стать, к примеру, актёром или покорителем космоса, но родители настояли, чтобы он пошёл в строители или экономисты? Вот и будущему гению каталонской живописи пришлось с этим столкнуться – его отец, по профессии связанный с ювелирным делом, возжелал видеть сына бухгалтером и заставил поступить на соответствующие курсы.
Рисовать маленький Жоан (или Хоан, как сказали бы истинные каталонцы) любил с самого раннего детства, предпочитая изображать пейзажи с видами Мальорки и Таррагоны, откуда были родом его родители, а также животных, предметы и необычные цветы. Людей он рисовать не любил.
Запрет отца заниматься любимым делом огорчил юного художника, но, как послушный ребёнок, Жоан подчинился родительской воле. Правда, бухгалтера из него всё равно не получилось – талантливый мальчик поначалу совмещал обучение в торговой школе с познаванием азов живописи в Школе изящных искусств Ла Лонха.
Одной из особенностей ранней живописи Миро является внимание к мелким деталям. Так, например, на картине «Стол (Натюрморт с кроликом)» (The Table (Still Life with Rabbit), 1920), каждая мелочь прописана художником тщательно, с почти геометрической точностью.
Через некоторое время Жоану пришлось снова уступить напору строгого отца и пойти работать по профессии, однако позже юноша заболел тифом. С этого времени родители больше не настаивали на дальнейшей карьере бухгалтера, а смирились с желанием сына рисовать.
И тут для Миро открылся новый мир: увлекательный, интересный, яркий ‒ мир его мечты.
Постепенно он знакомится с картинами импрессионистов и кубистов, вырабатывает собственный стиль.
Художник, вообще, чаще всего предпочитал рисовать фигуры, лишь отдалённо напоминающие предметы, которые можно увидеть в реальной жизни.
Некоторые считают стиль Миро немного наивным, однако в творчестве художника удивительным образом сочетаются детская непосредственность и глубокий смысл. Кроме этого, живописец не стеснялся экспериментировать и с материалами, добавляя в некоторые произведения керамические элементы или ткань.
Стены Юнеско, Гарвардский университет, терраса отеля «Хилтон» в Цинциннати – вот далеко не полный список мест, где можно увидеть роспись Миро. Причём во всём мире ценятся не только его картины, но и скульптуры.
К примеру, главный город Каталонии украшает статуя «Женщина и птица», которая до сих пор имеет множество различных толкований, а в США находится работа под названием «Мисс Чикаго».
В Барселоне, на родине знаменитого художника, в 1975 году был создан музей современного искусства, названный в его честь. И именно туда приезжают ценители творчества Миро, чтобы увидеть работы автора воочию и насладиться радостной и необычной атмосферой, которая, вне всяких сомнений, присутствует вокруг каждой картины этого талантливого мастера.