Дореволюционная рождественская елка — забава аристократов, но на праздник также приглашаются и дети из бедных семей + срабатывает романтизм немецкой сказочной литературы, поэтому наряженное хвойное дерево постепенно входит в народное сознание.
У всех еще в памяти, что традиция рождественского дерева пришла в Россию из Германии, и в начале 20 века по-прежнему воспринимается, как немецкая. С началом Первой мировой войны разгораются патриотические страсти, а Санкт-Петербург переименовывают в Петроград. На этой волне в официальной печати начинаются выступления против «немецкости», в том числе немецкого обычая рождественской елки. В 1916 году Святейший Синод (Патриарх того времени) призывает патриотов не ставить в домах елки, поскольку это неправославный антипатриотический «немецкий обычай». Октябрьская революция 1917 года принципиально идет наперекор всему, называя город Петербургом и реабилитируя елку.
Глава вторая
С приходом революции, при массовых погромах, перепадах электричества и голоде, страна приступает к строительству нового мира. В то время не до празднований — в стране бушует гражданская война и новогодье в России отмечают по-разному — «красные» — Новый год, «белые» — Рождество Христово.
С 1918 года советской властью вводится григорианский календарь, принятый большинством стран мира. Православная церковь не соглашается с большевиками и продолжает жить по юлианскому «петровскому» календарю. Так Рождество перекидывается с 25 декабря на 7 января, в новый год.
Большевики попытаются заменить все имперское, включая буржуазные религиозные праздники — светскими. Вифлеемскую звезду на советской елке сменяет красная коммунистическая. Игрушечных ангелочков — серпы и молоты, красноармейцы, самолетики и танки. Новый год позиционируется исключительно, как детский праздник: с 1918 на 1919 год в московском детском приюте в Сокольниках проводится детская елка на которую специально приглашают Ленина.
В 1918 году в петроградском издательстве выходит подарочная книга для детей со стихами «Ёлка». В сборник включены произведения Максима Горького, Корнея Чуковского, Алексея Толстого, Валерия Брюсова. На обложке два божества: Мороз-Карачун и Святобор, Бог леса кружат со зверями хоровод вокруг оккультного древа. Обратите внимание, на верхушке новогодней елки светится не пятиконечная, а шестиконечная Вифлеемская звезда (в этом году только примут официальную символику с «марсовой звездой»). Советских игрушек тоже пока еще нет в производстве.
1922. — Долой елку!
Но все равно на елку, как на пережиток прошлого быта и символ буржуйского Рождества начинаются народные гонения + подключаются эко-активисты, возмущающиеся вырубкой молодого ельника. В январе 1922 года проходят активные «красные елки»: комсомольцы ходят по улицам наряженные в костюмы буржуев, кулаков и священников, обходят дома с красной звездой, демонстрируя, что в Рождестве нет никакой святости. Наиболее радикальные революционеры предлагают не только отменить Рождество как «поповский пережиток», но и Новый год, и елки и все прочие атрибуты праздника.
Тот, кто ёлочку срубил,
Тот вредней врага раз в десять,
Ведь на каждом деревце
Можно белого повесить!
Валентин Горянский - Буржуазная ёлка, сборник «Стихи и проза о русской революции», 1918
Что за радость?
Гадость!
Почему я с ёлками пристал?
Мой ответ недолог:
нечего из-за сомнительного рождества Христа
миллионы истреблять рождённых ёлок.
Владимир Маяковский - Рождественские пожелания и подарки, 1926
Впервые елки начинают попадать в простые дома и то тайком. Их ставят в больших комнатах на Новый год, а затем отмечают и Рождество, устраивая празднования преимущественно для детей, в складчину на несколько семей. Предприимчивые артели выпускают деревянные елочные игрушки, и напольные крестовины для установки елок.
«В годы моего детства многие отмечали Рождество. Но нелегально, дома. Запрещалась и елка. Во многих школах висел тогда плакат: «Не руби леса без толку, будет день угрюм и сер. Если ты пошел на елку, значит, ты не пионер».
Юрий Никулин - Почти серьезно…, 1979
24 сентября 1929 г. постановлением Совета народных комиссаров празднование Рождества официально запрещается. Новогодние торжества также отменены как буржуазные и поповские пережитки. Рождество объявляют Днем индустриализации. Под запрет попадают и елки, и Дед Мороз.
1935. Возрождение праздничной елки
В октябре 1935 года на башнях Кремля происходит замена символов: орлов сменяют красные звезды. Теперь конусная зеленая Спасская башня очень напоминает новогоднюю елочку с новогодним навершием.
«Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали. Постышев поднял тогда вопрос: "Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?". Сталин поддержал его: "Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим"».
Никита Сергеевич Хрущев - Воспоминания. Время. Люди. Власть. Книга 1, 1970
28 декабря 1935 года в газете «Правда» выходит заметка, которая реабилитирует и возвращает новогоднюю елку. Автор статьи, первый секретарь Куйбышевского обкома ВКП(б), Павел Постышев предлагает устранить досадную несправедливость и вернуть народу новогодний праздник. Все прекрасно понимают, что инициатором возврата праздника является сам Сталин.
Советский отец Нового года Постышев расстрелян в 1939 году в Бутырской тюрьме по признанию японским агентом и диверсантом.
И понеслись все переобуваться и запускать станки! Уже 31 декабря пресса сообщает, что на прилавках магазинов появились долгожданные елочные украшения и елочные наборы, фигурные пряники и марципаны, а рестораны, кафе и заводские столовые готовятся организовать елки на своей территории.
В ночь на 1 января 1936 года формальный глава государства Михаил Калинин обращается к арктической экспедиции Папанина по радио со словами поддержки, а наутро следующего дня «Правда» выходит с новогодним поздравлением. Для миллионов советских граждан правительство подготовило новогодний подарок – отмену карточек на продукты.
Обложки журналов вновь транслируют праздничные наряженные ели, а фраза Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселее!» входит во все художественно-литературные произведения.
«Москва вчера имела необычный вид. На улицах на каждом шагу можно было встретить людей, нагруженных ёлками. На Зацепском рынке в течение часа было продано 700 ёлок, на маленьком Тетеринском рынке — 400. Такую же картину можно было наблюдать и на всех остальных московских рынках.
В магазины и палатки торгующими игрушками, невозможно было пробиться. 1000 людей осаждали прилавки и раскупали все игрушки, которые могли хоть сколько-нибудь подойти для украшения ёлок.
Казалось, вся Москва Превратилась в детский сад. Ёлки — в квартирах, ёлки — в домовых клубах, ёлки — в школах. Но самая замечательная из ёлок было зажженная вчера в центральном парке культуры и отдыха». Много радости и удовольствия получили здесь вчера и взрослые и дети. Когда в зеркале льда отразились сотни разноцветных огней колоссальной елки, три тысячи детей закружились в веселом хороводе. Среди восторженных ребят важно шествовали «дед Мороз», «Черная борода», «Медведь», «дядя Сережа», «Веселые ребята»».
1 января 1936, газета «Правда» №1 (6607), Г. Новогрудский и Л. Хват
«Магазин № 1 давно уже не видел такого наплыва покупателей. За три последних дня 1935 года москвичи оставили в кассах около миллиона двухсот тысяч рублей, унеся вагон мандаринов, семь тысяч тортов, до десяти тысяч бутылок шампанского <...> Для елочных украшений за эти дни магазин распродал годовой запас грецких орехов». (Орехи заворачивают в золотую бумагу, а затем украшают ими елки)
1 января 1936, газета «Правда» №1 (6607)
Особое внимание на уличных базарах уделяется выбору елки: дерево должно было быть стройным, правильной формы, густым и свежим, а иглы его — упругими и живыми. Опытные покупатели знают, что если срез выделяет смолу, можно быть уверенным в том, что дерево свежее, недавно срубленное.
1936. Рождение новогодней Снегурочки
Первые новогодние праздники для детей называют просто и понятно — «Ёлки». Культ Нового года воскрешается активными темпами. Появляются три главные елки страны: в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького, на Манежной площади, а также в Колонном зале Дома Союзов. В последнем проводился большой бал-маскарад отличников учебы. На этом же балу впервые появляется Дед Мороз, а с ним — юная Снегурочка, которая похожа на внучку, а не на дочку. Только после войны у снежных девочек появятся комсомольская талия и грудь.
Дети кружат хороводы вокруг волшебного дерева (возвращение к обрядовым дохристианским традициям), играют в игры и принимают сладости. Это магическое обрядное действие сразу закрепляется новой доброй традицией в Советском Союзе. Новый год в СССР достигает своего настоящего имперского размаха и становится самым зрелищным и самым главным праздником в году.
Первый сталинский Новый год люди встречают довольно скромно и праздничное дерево наряжают кто чем: в ход идут самодельные бумажные снежинки, коробки из-под конфет, куклы и плюшевые медведи. После появляются статьи с критикой подобных «украшений» начинают говорить о том, что для елки должны быть специальные игрушки: блестящие, сверкающие, праздничные.
Первые советские елочные игрушки — серебристые дирижабли, фанерные аэропланы, десантники из прессованной ваты — в это время Советский Союз активно развивает авиацию. К 20-летию Октябрьской революции (1937) изготовлены стеклянные шары: на красных полотнищах четыре портрета — Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Они продаются в Москве в течении года, затем снимаются с продажи: кому-то явно не понравилась идея «вешать вождей».
Игрушки отражают важные события жизни страны. В 1936 после выхода на экраны фильма «Цирк» появляются цирковые артисты, звери и ватные негритята. В том же году открывается метро — и вот уже елки вовсю украшают миниатюрными красными метрополитеновскими фуражками.
В 1937 советский дирижабль совершает самый долгий 130-часовой перелет, и в этом же году на елке зависают серебряные дирижабли. Тема освоения севера так же отражается в фигурках белых медведей и вахтовиков-полярников.
На изготовление стеклянных бус и игрушек брошены все силы и мощности производства, но популярных игрушек на всех не хватает. На подмогу приходит производство картонных игрушек. 60 цветных листов с раскроем в картонной упаковке под названием «Игрушки-самоделки. Украсим елку» ожидают на прилавках своей склейки. Альбом, разработанный Центральным домом художественного воспитания детей РСФСР имени Бубнова в 1937 году, моментально становится хитом предновогодних продаж.
- Но на упаковке нового тиража уже затерто имя народного комиссара просвещения РСФСР Андрея Бубнова. В конце 1937 года он арестован «за антисоветскую террористическую деятельность» и расстрелян. Суровые жестокие времена.
Уже к следующему году выходит почтовая открытка, на которой Дед Мороз разбрасывает популярные картонные игрушки: почтовый ящик, аэроплан и барабан.
Производством игрушек занимаются две основные артели: «Изокульт» в Ленинграде и «Промигрушка» в Москве.
Популярность завоевывают объемные игрушки из прессованной ваты. Для создания нужной формы используются специальные проволочные каркасы. Лица фигурок делают из папье-маше и раскрашивают красками, затем всю игрушку покрывают крахмальным клейстером. Маленькие словно гномы, лубочные фигурки красноармейцев, пионеров, полярников, цирковых персонажей украшают своей компанией домашние елки.
С 1936 года начинается выпуск советского (позаимствованного с Дрезденского) картонажа: фигурки на плотном серебряном картоне продаются листами, их нужно вырезать и склеивать половинки. Несмотря на свою простоту смотрятся такие силуэтные игрушки очень эффектно, логотипично, и хранить их просто – они не бьются и занимают мало места.
Праздничные елки проводят по всей стране, зачастую с настоящими горящими свечами и водят хороводы вокруг нее. Хвоя вспыхивает как порох, а тут открытое пламя прямо на ветках, обложенных мишурой и ватой. Нередко случаются трагичные пожары с детской смертностью прямо во время праздника. Именно поэтому в 1938 году запускается массовое производство безопасных электрогирлянд.
«Союзмультфильм» делает свой первый новогодний анимационный фильм «Дед Мороз и серый волк» (режиссер О. Ходатаева).
В начале 40-х годов фигурки Мороза и Снегурочки из ваты и папье-маше ставят под елку на счастье. В одном из вариантов Снегурочка предстает пролетарской девочкой в сафьяновых сапожках и с красным флагом.
В 1941 году выходит В свет книга Эсфирь Эмден «Ёлка. Песенки, сказки, стихи и рассказы», где публикуется стихотворение «Ёлка» (первый раз оно было опубликовано в детском журнале «Малютка» в 1903 году) Раисы Кудашевой. Именно после этого, наспех подхваченная мелодией Леонида Бекмана (очень уж напоминающая тему “Jingle Bells”), песня «В лесу родилась елочка» дружно распевается по детским елкам.
На этой иллюстрации большой красный занавес, открываемый медведями, формирует узнаваемый силуэт елки. Прекрасное визуальное решение.
1942. Дед Мороз на защите Родины
Во время войны также не забывают о празднике. На заводе «Москабель» из остатков проволоки крутят елочные цветы и корзинки. В тяжелые военные годы игрушки делают из отходов промышленности – проволоки, металлической стружки, ваты, бинтов, прессованной бумаги, и даже перегоревших лампочек. Солдатики, танки, пушки, самолетики, парашютисты, пистолетики штампуются из жести и раскрашиваются красками.
На военных плакатах и новогодних афишах вооруженный Дед Мороз бьет фашистов.
В годы войны новогодняя елка для миллионов людей становится той волшебной соломинкой, которая не дает потерять надежду на мир, жизнь радость и веру в чудо.
Закончить главу хочу стихотворением Корнея Чуковского, отражающим дух Победы, праздника, и конечно целой эпохи.
В заключительной главе, посвященной послевоенному советскому периоду мы узнаем, по каким причинам живая елка добровольно попадает в каждый дом, проследим за привнесенной традицией чокания бокалов в полночь и распития спиртных напитков за праздничным столом, познакомимся с юным космонавтом (заместителем Снегурочки), а также увидим много новых игрушек, атрибутики и постеров эпохи.
Глава третья История елки в СССР (1950-1990)