Найти тему
шаликов

Новогодняя елка. История появления в СССР

Оглавление

Дореволюционная рождественская елка — забава аристократов, но на праздник также приглашаются и дети из бедных семей + срабатывает романтизм немецкой сказочной литературы, поэтому наряженное хвойное дерево постепенно входит в народное сознание.

Почтовая карточка, 1910
Почтовая карточка, 1910
1913
1913
Ёлочный базар возле Исаакиевского, Санкт-Петербург, 1913
Ёлочный базар возле Исаакиевского, Санкт-Петербург, 1913

У всех еще в памяти, что традиция рождественского дерева пришла в Россию из Германии, и в начале 20 века по-прежнему воспринимается, как немецкая. С началом Первой мировой войны разгораются патриотические страсти, а Санкт-Петербург переименовывают в Петроград. На этой волне в официальной печати начинаются выступления против «немецкости», в том числе немецкого обычая рождественской елки. В 1916 году Святейший Синод (Патриарх того времени) призывает патриотов не ставить в домах елки, поскольку это неправославный антипатриотический «немецкий обычай». Октябрьская революция 1917 года принципиально идет наперекор всему, называя город Петербургом и реабилитируя елку.

Глава вторая

#шаликов
#шаликов

С приходом революции, при массовых погромах, перепадах электричества и голоде, страна приступает к строительству нового мира. В то время не до празднований — в стране бушует гражданская война и новогодье в России отмечают по-разному — «красные» — Новый год, «белые» — Рождество Христово.

С 1918 года советской властью вводится григорианский календарь, принятый большинством стран мира. Православная церковь не соглашается с большевиками и продолжает жить по юлианскому «петровскому» календарю. Так Рождество перекидывается с 25 декабря на 7 января, в новый год.

Большевики попытаются заменить все имперское, включая буржуазные религиозные праздники — светскими. Вифлеемскую звезду на советской елке сменяет красная коммунистическая. Игрушечных ангелочков — серпы и молоты, красноармейцы, самолетики и танки. Новый год позиционируется исключительно, как детский праздник: с 1918 на 1919 год в московском детском приюте в Сокольниках проводится детская елка на которую специально приглашают Ленина.

Ю. Лаврухин - Ильич и дети, 1984
Ю. Лаврухин - Ильич и дети, 1984

В 1918 году в петроградском издательстве выходит подарочная книга для детей со стихами «Ёлка». В сборник включены произведения Максима Горького, Корнея Чуковского, Алексея Толстого, Валерия Брюсова. На обложке два божества: Мороз-Карачун и Святобор, Бог леса кружат со зверями хоровод вокруг оккультного древа. Обратите внимание, на верхушке новогодней елки светится не пятиконечная, а шестиконечная Вифлеемская звезда (в этом году только примут официальную символику с «марсовой звездой»). Советских игрушек тоже пока еще нет в производстве.

Сборник стихов «Ёлка», 1918
Сборник стихов «Ёлка», 1918

1922. — Долой елку!

Но все равно на елку, как на пережиток прошлого быта и символ буржуйского Рождества начинаются народные гонения + подключаются эко-активисты, возмущающиеся вырубкой молодого ельника. В январе 1922 года проходят активные «красные елки»: комсомольцы ходят по улицам наряженные в костюмы буржуев, кулаков и священников, обходят дома с красной звездой, демонстрируя, что в Рождестве нет никакой святости. Наиболее радикальные революционеры предлагают не только отменить Рождество как «поповский пережиток», но и Новый год, и елки и все прочие атрибуты праздника.

Журнал «Огонек» №2 (302), 13 января 1929
Журнал «Огонек» №2 (302), 13 января 1929
1923
1923
Статья Р. Брасс - «Долой Буржуазную ёлку». Журнал «Друг детей» №3, 1929
Статья Р. Брасс - «Долой Буржуазную ёлку». Журнал «Друг детей» №3, 1929

Тот, кто ёлочку срубил,

Тот вредней врага раз в десять,

Ведь на каждом деревце

Можно белого повесить!

Валентин Горянский - Буржуазная ёлка, сборник «Стихи и проза о русской революции», 1918

-10
1925
1925

Что за радость?

Гадость!

Почему я с ёлками пристал?

Мой ответ недолог:

нечего из-за сомнительного рождества Христа

миллионы истреблять рождённых ёлок.

Владимир Маяковский - Рождественские пожелания и подарки, 1926

Комсомольская правда, 1927
Комсомольская правда, 1927

Впервые елки начинают попадать в простые дома и то тайком. Их ставят в больших комнатах на Новый год, а затем отмечают и Рождество, устраивая празднования преимущественно для детей, в складчину на несколько семей. Предприимчивые артели выпускают деревянные елочные игрушки, и напольные крестовины для установки елок.

Журнал «Комар» №13, декабрь 1924
Журнал «Комар» №13, декабрь 1924

«В годы моего детства многие отмечали Рождество. Но нелегально, дома. Запрещалась и елка. Во многих школах висел тогда плакат: «Не руби леса без толку, будет день угрюм и сер. Если ты пошел на елку, значит, ты не пионер».

Юрий Никулин - Почти серьезно…, 1979

24 сентября 1929 г. постановлением Совета народных комиссаров празднование Рождества официально запрещается. Новогодние торжества также отменены как буржуазные и поповские пережитки. Рождество объявляют Днем индустриализации. Под запрет попадают и елки, и Дед Мороз.

Журнал "Друг детей", № 3, 1929
Журнал "Друг детей", № 3, 1929
Журнал «Безбожник» № 22 (1922), 1930
Журнал «Безбожник» № 22 (1922), 1930

1935. Возрождение праздничной елки

В октябре 1935 года на башнях Кремля происходит замена символов: орлов сменяют красные звезды. Теперь конусная зеленая Спасская башня очень напоминает новогоднюю елочку с новогодним навершием.

«Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали. Постышев поднял тогда вопрос: "Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?". Сталин поддержал его: "Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим"».

Никита Сергеевич Хрущев - Воспоминания. Время. Люди. Власть. Книга 1, 1970

28 декабря 1935 года в газете «Правда» выходит заметка, которая реабилитирует и возвращает новогоднюю елку. Автор статьи, первый секретарь Куйбышевского обкома ВКП(б), Павел Постышев предлагает устранить досадную несправедливость и вернуть народу новогодний праздник. Все прекрасно понимают, что инициатором возврата праздника является сам Сталин.

Газета «Правда», 1935
Газета «Правда», 1935
Борис Ефимов - Кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б) Павел Постышев в костюме Деда Мороза, 1935
Борис Ефимов - Кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б) Павел Постышев в костюме Деда Мороза, 1935

Советский отец Нового года Постышев расстрелян в 1939 году в Бутырской тюрьме по признанию японским агентом и диверсантом.

И понеслись все переобуваться и запускать станки! Уже 31 декабря пресса сообщает, что на прилавках магазинов появились долгожданные елочные украшения и елочные наборы, фигурные пряники и марципаны, а рестораны, кафе и заводские столовые готовятся организовать елки на своей территории.

В ночь на 1 января 1936 года формальный глава государства Михаил Калинин обращается к арктической экспедиции Папанина по радио со словами поддержки, а наутро следующего дня «Правда» выходит с новогодним поздравлением. Для миллионов советских граждан правительство подготовило новогодний подарок – отмену карточек на продукты.

30 декабря 1935, газета Вечерняя Москва № 300 (3629)
30 декабря 1935, газета Вечерняя Москва № 300 (3629)

Обложки журналов вновь транслируют праздничные наряженные ели, а фраза Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселее!» входит во все художественно-литературные произведения.

Журнал «Крокодил» №1, 1936
Журнал «Крокодил» №1, 1936
Журнал «Мурзилка» №12, 1937
Журнал «Мурзилка» №12, 1937
Журнал «Безбожник» №12, 1936
Журнал «Безбожник» №12, 1936

«Москва вчера имела необычный вид. На улицах на каждом шагу можно было встретить людей, нагруженных ёлками. На Зацепском рынке в течение часа было продано 700 ёлок, на маленьком Тетеринском рынке — 400. Такую же картину можно было наблюдать и на всех остальных московских рынках.

В магазины и палатки торгующими игрушками, невозможно было пробиться. 1000 людей осаждали прилавки и раскупали все игрушки, которые могли хоть сколько-нибудь подойти для украшения ёлок.

Казалось, вся Москва Превратилась в детский сад. Ёлки — в квартирах, ёлки — в домовых клубах, ёлки — в школах. Но самая замечательная из ёлок было зажженная вчера в центральном парке культуры и отдыха». Много радости и удовольствия получили здесь вчера и взрослые и дети. Когда в зеркале льда отразились сотни разноцветных огней колоссальной елки, три тысячи детей закружились в веселом хороводе. Среди восторженных ребят важно шествовали «дед Мороз», «Черная борода», «Медведь», «дядя Сережа», «Веселые ребята»».

1 января 1936, газета «Правда» №1 (6607), Г. Новогрудский и Л. Хват

1936
1936

«Магазин № 1 давно уже не видел такого наплыва покупателей. За три последних дня 1935 года москвичи оставили в кассах около миллиона двухсот тысяч рублей, унеся вагон мандаринов, семь тысяч тортов, до десяти тысяч бутылок шампанского <...> Для елочных украшений за эти дни магазин распродал годовой запас грецких орехов». (Орехи заворачивают в золотую бумагу, а затем украшают ими елки)

1 января 1936, газета «Правда» №1 (6607)

-23
30 декабря 1936, Пионерская правда № 176. Новогодний базар на Манежной площади
30 декабря 1936, Пионерская правда № 176. Новогодний базар на Манежной площади

Особое внимание на уличных базарах уделяется выбору елки: дерево должно было быть стройным, правильной формы, густым и свежим, а иглы его — упругими и живыми. Опытные покупатели знают, что если срез выделяет смолу, можно быть уверенным в том, что дерево свежее, недавно срубленное.

1936. Рождение новогодней Снегурочки

Первые новогодние праздники для детей называют просто и понятно — «Ёлки». Культ Нового года воскрешается активными темпами. Появляются три главные елки страны: в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького, на Манежной площади, а также в Колонном зале Дома Союзов. В последнем проводился большой бал-маскарад отличников учебы. На этом же балу впервые появляется Дед Мороз, а с ним — юная Снегурочка, которая похожа на внучку, а не на дочку. Только после войны у снежных девочек появятся комсомольская талия и грудь.

-25
Почтовая карточка
Почтовая карточка
-27

Дети кружат хороводы вокруг волшебного дерева (возвращение к обрядовым дохристианским традициям), играют в игры и принимают сладости. Это магическое обрядное действие сразу закрепляется новой доброй традицией в Советском Союзе. Новый год в СССР достигает своего настоящего имперского размаха и становится самым зрелищным и самым главным праздником в году.

1936, фото: sochi123.ru. Для сочинской ребятни новогодний карнавал устроили в построенном Зимнем театре
1936, фото: sochi123.ru. Для сочинской ребятни новогодний карнавал устроили в построенном Зимнем театре

Первый сталинский Новый год люди встречают довольно скромно и праздничное дерево наряжают кто чем: в ход идут самодельные бумажные снежинки, коробки из-под конфет, куклы и плюшевые медведи. После появляются статьи с критикой подобных «украшений» начинают говорить о том, что для елки должны быть специальные игрушки: блестящие, сверкающие, праздничные.

Первые советские елочные игрушки — серебристые дирижабли, фанерные аэропланы, десантники из прессованной ваты в это время Советский Союз активно развивает авиацию. К 20-летию Октябрьской революции (1937) изготовлены стеклянные шары: на красных полотнищах четыре портрета — Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Они продаются в Москве в течении года, затем снимаются с продажи: кому-то явно не понравилась идея «вешать вождей».

1937
1937
1937
1937

Игрушки отражают важные события жизни страны. В 1936 после выхода на экраны фильма «Цирк» появляются цирковые артисты, звери и ватные негритята. В том же году открывается метро — и вот уже елки вовсю украшают миниатюрными красными метрополитеновскими фуражками.

В 1937 советский дирижабль совершает самый долгий 130-часовой перелет, и в этом же году на елке зависают серебряные дирижабли. Тема освоения севера так же отражается в фигурках белых медведей и вахтовиков-полярников.

Первая стеклянная игрушка, 1930-е
Первая стеклянная игрушка, 1930-е
Тема освоения севера в елочной игрушке, 1940-е
Тема освоения севера в елочной игрушке, 1940-е

На изготовление стеклянных бус и игрушек брошены все силы и мощности производства, но популярных игрушек на всех не хватает. На подмогу приходит производство картонных игрушек. 60 цветных листов с раскроем в картонной упаковке под названием «Игрушки-самоделки. Украсим елку» ожидают на прилавках своей склейки. Альбом, разработанный Центральным домом художественного воспитания детей РСФСР имени Бубнова в 1937 году, моментально становится хитом предновогодних продаж.

  • Но на упаковке нового тиража уже затерто имя народного комиссара просвещения РСФСР Андрея Бубнова. В конце 1937 года он арестован «за антисоветскую террористическую деятельность» и расстрелян. Суровые жестокие времена.
Альбом «Игрушки-самоделки. Украсим елку», 1937
Альбом «Игрушки-самоделки. Украсим елку», 1937
Игрушки-самоделки из листов напечатанного картона, 1937
Игрушки-самоделки из листов напечатанного картона, 1937

Уже к следующему году выходит почтовая открытка, на которой Дед Мороз разбрасывает популярные картонные игрушки: почтовый ящик, аэроплан и барабан.

Почтовая карточка, Ленинград. художник: А. Шепрут, 1938
Почтовая карточка, Ленинград. художник: А. Шепрут, 1938

Производством игрушек занимаются две основные артели: «Изокульт» в Ленинграде и «Промигрушка» в Москве.

Журнал «Игрушка №8, художник: Г. Якубович - Елочные украшения, 1937
Журнал «Игрушка №8, художник: Г. Якубович - Елочные украшения, 1937

Популярность завоевывают объемные игрушки из прессованной ваты. Для создания нужной формы используются специальные проволочные каркасы. Лица фигурок делают из папье-маше и раскрашивают красками, затем всю игрушку покрывают крахмальным клейстером. Маленькие словно гномы, лубочные фигурки красноармейцев, пионеров, полярников, цирковых персонажей украшают своей компанией домашние елки.

-37

С 1936 года начинается выпуск советского (позаимствованного с Дрезденского) картонажа: фигурки на плотном серебряном картоне продаются листами, их нужно вырезать и склеивать половинки. Несмотря на свою простоту смотрятся такие силуэтные игрушки очень эффектно, логотипично, и хранить их просто – они не бьются и занимают мало места.

-38

Праздничные елки проводят по всей стране, зачастую с настоящими горящими свечами и водят хороводы вокруг нее. Хвоя вспыхивает как порох, а тут открытое пламя прямо на ветках, обложенных мишурой и ватой. Нередко случаются трагичные пожары с детской смертностью прямо во время праздника. Именно поэтому в 1938 году запускается массовое производство безопасных электрогирлянд.

Памятка-флаер 1955
Памятка-флаер 1955

«Союзмультфильм» делает свой первый новогодний анимационный фильм «Дед Мороз и серый волк» (режиссер О. Ходатаева).

Дед Мороз и серый волк, 1937
Дед Мороз и серый волк, 1937
1937
1937

В начале 40-х годов фигурки Мороза и Снегурочки из ваты и папье-маше ставят под елку на счастье. В одном из вариантов Снегурочка предстает пролетарской девочкой в сафьяновых сапожках и с красным флагом.

В 1941 году выходит В свет книга Эсфирь Эмден «Ёлка. Песенки, сказки, стихи и рассказы», где публикуется стихотворение «Ёлка» (первый раз оно было опубликовано в детском журнале «Малютка» в 1903 году) Раисы Кудашевой. Именно после этого, наспех подхваченная мелодией Леонида Бекмана (очень уж напоминающая тему “Jingle Bells”), песня «В лесу родилась елочка» дружно распевается по детским елкам.

Журнал «Чиж» №12, художник: Юрий Васнецов - Елочка, 1940
Журнал «Чиж» №12, художник: Юрий Васнецов - Елочка, 1940

На этой иллюстрации большой красный занавес, открываемый медведями, формирует узнаваемый силуэт елки. Прекрасное визуальное решение.

Журнал «Мурзилка» №12, декабрь 1944
Журнал «Мурзилка» №12, декабрь 1944

1942. Дед Мороз на защите Родины

Во время войны также не забывают о празднике. На заводе «Москабель» из остатков проволоки крутят елочные цветы и корзинки. В тяжелые военные годы игрушки делают из отходов промышленности – проволоки, металлической стружки, ваты, бинтов, прессованной бумаги, и даже перегоревших лампочек. Солдатики, танки, пушки, самолетики, парашютисты, пистолетики штампуются из жести и раскрашиваются красками.

На военных плакатах и новогодних афишах вооруженный Дед Мороз бьет фашистов.

Почтовая карточка, художник: Соломон Боим, 1942
Почтовая карточка, художник: Соломон Боим, 1942
Афиша на елку для детей железнодорожников, 1944
Афиша на елку для детей железнодорожников, 1944
Почтовая карточка, художник: Борис Ефимов - Что русскому здорово, то немцу смерть. 1944
Почтовая карточка, художник: Борис Ефимов - Что русскому здорово, то немцу смерть. 1944
Плакат, художник: Алексей Кокорекин - С Новым годом ребята! 1944
Плакат, художник: Алексей Кокорекин - С Новым годом ребята! 1944

В годы войны новогодняя елка для миллионов людей становится той волшебной соломинкой, которая не дает потерять надежду на мир, жизнь радость и веру в чудо.

Закончить главу хочу стихотворением Корнея Чуковского, отражающим дух Победы, праздника, и конечно целой эпохи.

Журнал «Мурзилка» №12, декабрь 1944
Журнал «Мурзилка» №12, декабрь 1944

В заключительной главе, посвященной послевоенному советскому периоду мы узнаем, по каким причинам живая елка добровольно попадает в каждый дом, проследим за привнесенной традицией чокания бокалов в полночь и распития спиртных напитков за праздничным столом, познакомимся с юным космонавтом (заместителем Снегурочки), а также увидим много новых игрушек, атрибутики и постеров эпохи.
Глава третья История елки в СССР (1950-1990)