Многие высокие и не очень господа считают, что нужно исключить из образовательной программы предметы, которые не имеют применения в жизни конкретного человека. Когда говорят «применение в жизни» имеют ввиду конкретные вещи - будущую профессию и навыки добывания средств к существованию, то есть денег.
Действительно, для большинства из нас физика или химия не оказывают прямого влияния на нашу финансовую успешность, профессиональную реализованность. Но суть в чем? В самом слове - образование, знание. Как мы его понимаем? Если образование в полном смысле этого слова воспринимать исключительно в качестве курсов подготовки к профессии, а человека исключительно, как рабочую единицу, то многие дисциплины действительно нужно отсечь. Но если мы ставим задачи сделать из человека полноценную личность и подготовить его к жизни со всем, что в ней есть прекрасного и не очень, то без комплексных знаний здесь не обойтись.
Вспомните математику. Все мы её ненавидели... ну, или большинство. Отвратительно неприятные формулы, уравнения и задачи давным давно забылись, ничего от них не осталось и никак они не пригодились. Но так ли это? Вовсе нет. Забылись уравнения, но остался их след в голове: проложенные ими мыслительные каналы - нейронные связи, расширяющие диапазон сознательности и помогающие человеку точнее, рациональнее и последовательнее мыслить, принимать решения.
Представьте на мгновение какое стихотворение напишет будущий поэт, художник - картину, композитор - музыку, режиссёр и сценарист - фильм, а также представители других сфер деятельности, которые обучены лишь техническими аспектам своего ремесла, но не чувствуют и не знают окружающий мир, времена, эпохи. Впрочем, качество перечисленного выше стремительно падает уже сегодня.
По большому счету дилемма заключается в следующем вопросе: мы хотим создать технологичное первобытное общество посреди каменных джунглей или хотим сохранить общество, как цивилизацию вместе с её благами? Ведь если бы людей поколениями учили лишь навыкам охоты и ловле рыбы, то разве смогло бы человечество выбраться из первобытности к цивилизации? Кроме того, не стоит путать и забывать, что не технологии делают общество цивилизацией, а цивилизованное общество сделало возможными технологии.
Помимо всего прочего дурак и невежда, который мыслит деньгами, измеряет всё деньгами, вдохновляется лишь деньгами - это убежденный раб, блуждающий одиноко в крохотном внутреннем мире, ведомый инстинктами охотиться и поедать, зарабатывать и тратить так, что ничто иное не занимает его голову. Не имея целостной картины мира человек не может быть свободным, не может иметь выбора, а, следовательно, не может быть человеком разумным. Он лишён тонкости, масштабности, проницательности, высоты, глубины и смыла.
Это превосходный слепой человеческий материал в руках нечестивцев, что нередко правят судьбами целых народов.
Подумайте над этим, когда услышите от серьезных мужей в галстуках «предложения» об изъятии пазлов из картины мира и жизни ваших детей.