Информационное противостояние возникло куда раньше, чем ТВ или Интернет. Более 2 тысяч лет назад, а может и раньше. Появилось одновременно с военным соперничеством. Нападающая сторона стремилась поднять дух своих воинов и ослабить волю врага. Например, Александр Македонский применял запугивающие стяги, маски и звуковое сопровождение военных действий в виде барабанной дроби, звука гонга.
Слухи - еще одно средство информационного воздействия на противника. Ганнибал распускал их о мощи своего вооружения. Такая информация парализовала волю соперника.
Итак, первая в истории форма информационного противоборства - психологическая поддержка боевых действий.
В 4 веке до нашей эры Аристотель определил 3 объекта психики для информационного воздействия - чувство, сознание и воля человека. Согласитесь, ничего не изменилось с тех пор.
Китайский философ Сунь-Цзы, живший в 6-5 веке до н.э., считал, что “война - это путь обмана”. В “Трактате о военном искусстве» он писал: «... Одержать сотню побед в сражениях – это не предел искусства. Покорить противника без сражения – вот венец искусства”.
А что для этого надо?
- Разрушить планы противника.
- Разрушить его союзы.
- Разгромить войска.
Сунь-Цзы ввел, пожалуй впервые, правила манипуляции противной стороной через психологическое воздействие и дезинформацию. Большое внимание он уделял изучению полководцев противника их личных качеств. Чтобы обмануть врага, его надо хорошо знать. Дезинформация соперника приносит победу.
Эта теория используется для информационного воздействия не только китайцами.
Мао Цзэдун особо ценил военного теоретика 3 века н.э. Чжугэ Ляна, который утверждал, что в военных действиях атака на умы – главная задача, атака на укрепления – второстепенная задача.
В русских военных традициях военачальники еще со времен Древнерусского государства всегда поддерживали высокий настрой на победу. Князь Святослав в 10 веке призывал своих воинов: «...да не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми, мертвые сраму не имут, если же побежим, то позор будет на нас...».
Еще одна форма информационного противостояния - формирование образа врага. В этом преуспела Польша. В 1514 году польская дипломатия взялась настраивать Европу против Московского государства. Появились «летучие листки» - пропагандистские листовки, в которых формировался образ дикого государства, враждебного во всем.
Больше всего досталось Ивану Грозному во время Ливонской войны. В 1558 году на разных языках в Европе ходила листовка с текстом: «Весьма мерзкие, ужасные, доселе неслыханные зверства совершают московиты с пленными христианами из Лифляндии, мужчинами и женщинами, девственницами и детьми». Что это, как не факт информационной войны, имеющий подтверждение. Сохранилось 62 текста подобной клеветы.
Или вот еще один вариант информационного противостояния - придать политическому лидеру расхожее клеймо. Именно Иван Грозный первым из русских самодержцев, был представлен в Европе похожим на медведя, который ходит в кафтане и т.д.
Для Европы постепенно формировался образ нашей страны - хуже Московии страны не существует! А ведь именно при Иване Грозном Россия присоединила к себе Казанское, Астраханское, Сибирское ханства. Боролась за выход к Балтийскому морю. Присматривалась к Крымскому ханству.
Новый оборот информационной войны пришелся на русско-турецкие войны при Екатерине II, в результате которых присоединили Крым и Новороссию к России. Досталось не только российской императрице, которую изображали медведицей, но и А.В. Суворову.
Очередной виток информационной пропаганды пришелся на Крымскую войну 1853-1855 года.
Английская, французская пресса обвинила во всем Россию: “Для Европы куда лучше слабая Турция, чем всемогущая Россия. Россия в Константинополе - это смерть для католицизма, смерть для западной цивилизации. И, однако, именно такая катастрофа висит над нашей головой. Право против насилия, католицизм против православной ереси, султан против царя, Франция, Англия, Европа - против России”
При Александре II впервые была принята попытка рассказать о России правду. По его указу в Бельгии стали издавать газету Le Nord. Чем не прообраз современной RT.
Двадцатый век усовершенствовал технологическую основу информационного противостояния. Радио, затем ТВ стали продуктивным средством достижения внешнеполитических и внутренних целей.
С появлением Интернета цели информационного противостояния не изменились. А вот средства воздействия на противника увеличились в разы. Чего стоит только многомиллионная аудитория в сети.
При массированном воздействии на пользователей Интернета, каждому из нас предстоит научиться определять, где факты, а где пропаганда. Согласны?
Друзья, подписывайтесь на канал! Поддержите его (и меня)) лайками и комментариями!