Коротко о понятии аудита
Аудитом называют проверку сайта. Аудиторы смотрят, соответствует ли он конкретным требованиям или нет. Критериев проверки множество, однако они сводятся к следующим правилам: от сайта должны быть в восторге как живые пользователи, так и роботы-поисковики. Сегодня вторые умеют вычленять полезные веб-ресурсы и способствовать их продвижению в Google и Yandex. В этих поисковых системах едва ли не открытым текстом советуют разрабатывать сайты, которые были бы и пользователям интересны, и могли бы решать задачи по попаданию в ТОП выдачи поисковых систем. Как раз экспресс аудит сайта и поможет определить, соответствует ли он вышеназванным критериям или нет.
Когда наступает время проведения экспресс аудита сайта?
Веб-ресурс – это такая штука, которая будет постоянно требовать внимания. Как выше указывалось, забывать о нём после создания нельзя. Дело в появляющихся часто новых тенденциях, направлениях. Они присутствуют и в технических моментах, и в юзабилити, дизайне, работе над страницами, а также в других аспектах функционирования сайта. Так что перед мастером стоит задача – не пропускать новшества и оперативно вносить коррективы в работу сайта.
Экспресс аудит сайта (или глубокий аудит) без сомнений нужен в следующих ситуациях:
1. Сайт в выдаче поисковых систем начал терять позиции. Так бывает, что день назад он болтался у первых позиций, а сегодня к вечеру хорошо, если опустился во вторую страницу. А то может оказаться и в третьей, четвертой…
2. Упали количественно заказы с заявками. Возможно, падёж в поисковых выдачах тут и не причём. Допускается, что страницы перестали быть максимально удобными для постоянных клиентов, и они «навострили лыжи» в гости к конкурентам.
3. Произошло снижение поискового трафика.
4. Факторы поведенческого плана резко ухудшились. Так можно говорить применительно к количеству отказов, глубине и продолжительности сессии. Например, пользователи зашли на сайт, провели на главной странице пару секунд и ушли с неё. Если такое случается, то впору задуматься об аудите интернет сайта.
5. Ничего не произошло, просто год с момента появления сайта прошел. За такое время требования к работе над страницами могли заметно измениться.
Когда какой-нибудь из вышеописанных случаев напрямую касается сайта, то его владельцу наступило время экспресс аудита сайта (или другого его вида).
Аудит и его виды
Известно около ста параметров, в соответствии с которыми происходит проверка. Они делятся на пять обширных групп. Речь идёт о:
- техническом аудите;
- SEO-аудите;
- проверке UX, юзабилити и общего комфорта для гостей сайта;
- проверке всего того, что есть на страницах ресурса;
- анализе маркетинговых действий, направленных на экспортирование продукции.
Аудит технического плана – первый в очереди
Действительно, почти всегда его делают первым. Причина за горами не кроется: технические нюансы могут стать палкой преткновения для выполнения других показателей. Например, сложно сказать, насколько комфортен автомобиль, если есть проблемы с мотором и транспорт даже не пытается самостоятельно ехать. Вот и с сайтом такая же ерунда. Взять, например, интернет-магазин. Приемлемые цены, комфортную доставку и красавцев-менеджеров пользователи не увидят, если каждая страница будет грузиться по нескольку десятков секунд.
Есть моменты, которые в техническом аудите интернет сайта обязаны быть первыми во внимании мастеров:
- HTML-код содержит ошибки. HTML – важная вещь. Его обязанность – сообщать браузеру то, каким образом страницы должны показываться на экране ноутбука, планшета, смартфона или другой техники. Такое возможно, когда начинают действовать специальные команды в виде тегов. К примеру, если часть текста пометили как тег «b», то пользователи на странице увидят «жирно-шрифтовое» его исполнение. Если в HTML закрались ошибки, то некорректное отображение страниц – то, без чего часто не обходится. То есть заголовки не будут похожи на заголовки, абзацы отправятся в «свободное плавание» и т.д. Проверка ошибок в HTML – задача, успешно сегодня решаемая самостоятельно (если есть желание это делать). Достаточно воспользоваться HTML-валидатором или другим аналогичным сервисом;
- погрешностями обзавелась CSS-разметка. «На совести» данного инструмента – расположение блоков на каждой из страниц. Он влияет на цвет, форму, размещение и остальные характеристики. Если кодировка сделана неправильно, то страница будет иметь кривой вид – обрезанные блоки, закрытые какими-нибудь элементами. Естественно, подобный ужас никому не понравится, пусть на сайте и есть контент на желаемые темы. Проверить CSS можно с помощью бесплатных программ. Многие аудиторы пользуются в работе сервисом CSS Validator;
- страницы стали медленно загружаться. Их причины выявляет технический аудит сайта. Данный показатель важен, так как на быстроту загрузки смотрят поисковые роботы. Если она невысокая, то возможно наказание в виде наложения фильтров. Проверить скорость, с которой загружаются страницы, можно с помощью инструмента Гугл Пэйджспид. Во время проверки надо смотреть на следующее: десктопный вариант страницы должен загружаться е более трёх секунд, мобильная версия – максимум за девять секунд. Эти цифры лучше разделить на 2. Если загрузка длилась дольше, то можно снабдить интернет-магазин более сильным движком либо удалить с них что-нибудь тяжёлое, что позволит странице стать легче и загружаться быстрее. Но лучше обращаться к первому варианту;
- непосредственно в коде сайта ошибка возникла. Из-за такой ошибки страницы на экране показываются неверно. Другие погрешности тоже могут проявляться. Чтобы самостоятельно проверить код, надо PR-CY загрузить;
- Error-404. Такая ошибка часто выскакивает. Ситуация более простая, чем в вышеуказанных случаях. Она чаще всего показывается в браузере, когда пользователь пытается перейти на страницу, не зная о том, что её больше нет. Битой ссылка может оказаться, переход на сайт с социальной сети – всё это может привести к ошибке № 404. Проверка ссылки можно в Гугле либо Яндексе. Если страницу на самом деле удалили, на неё все ведущие ссылки надо удалить. Но если она вдруг есть, то стоит выполнить проверку линкбилдинга. Не надо исключать ошибок непосредственно в ссылках. Само по себе появление страниц, которые оказываются недоступными, это явление нормальное. Его не всегда можно избежать
SEO-аудит интернет-магазина
Качественный контент со стопроцентной уникальностью и полезностью – это сегодня краеугольный камень для поисковой оптимизации. Раньше готовили текст, вставляли по смыслу в него ключевые слова и он часто оказывался на первых позициях выдачи. Поисковые системы давно научились разграничивать интересные материалы и статьи, оптимизированные специально для поисковых роботов. Для хозяев сайтов это означает, что seo-оптимизация не должна восприниматься исключительно как какое-то техническое дело. Внимания требуют следующие пункты:
- польза статей и остального для посетителей. Поисковым роботам интересно одно: за страницей – решение задачи, прописанное в запросе в поисковой строке. Если речь идёт о блоге – надо готовить качественные материалы. Об интернет-магазине – всё должно быть нацелено на продажу. Так что важно подробно рассказывать о товарах, снабжать статьи классными фотографиями и т.д.;
- уникальность. Сейчас её важность не такая, как в 2010-х. Но лучше стремиться к ста процентам, а не воровать чужой труд;
- seo метатегов description и Вот в них-то ключевые словосочетания быть обязаны. Но в нормальном, читаемом виде;
- описанную фотографию лучше помечать с помощью метатега alt. Таким «макаром» индексируется как текст, так и изображения;
- прокачка семантического ядра. Это действие позволит продвигать сайт с помощью запросов, частота которых низкая или средняя;
- чтобы соединение было безопасным, можно работать с SSL-сертификатом;
- не стоит забывать о линкбилдинге. Если источники авторитетные, и они делают ссылки на интернет-магазин, то высока вероятность его скорого появления не только на первой странице выдачи, но и близко к лидирующим позициям;
- оптимизация URL-адреса. Он должен быть коротким. Домены третьего уровня, как и второго, — нежелательны.
Проверка UX, общего комфорта посетителей и usability
Все знают, что интернет-магазин служит инструментом реализации услуг либо продукции. Понятный интерфейс, комфортность и быстрота в работе – его неизменные спутники (так должно быть). Поиск товара и его заказ – максимально простые. Всё это и есть UX и usability. Тут важны:
- дизайн ресурса. Непрямая геометрия, цвета кислотного характера здесь не нужны;
- правило третей и золотое сечение – во главе угла при распределении мест для блоков;
- доступность каждого раздела – максимум за пять кликов;
- меню – структурированное, с разделами и подразделами. Товары надо объединить в группы по похожим признакам;
- если это интернет-магазин, то обязательно наличие поисковой строки с фильтром.