Многие иностранные компании ушли из Белоруссии в 2022 году. Что же делать с предприятиями, бизнесом? Президент Александр Лукашенко заявил сразу, что нужна национализация.
Подход Белоруссии и России
Николай Платошкин отметил, что в Белоруссии и России в плане экономического подхода разные системы. Дело в том, что в России, например, в основном выступают против национализации, в том числе против национализации предприятий тех компаний, которые покинули России.
Также в России признается, что приватизация — это правильное решение, то есть нужно продолжать приватизацию даже в новых условиях. В Белоруссии же подход совершенно другой.
В Белоруссии до сих пор государство отвечает за рост экономики, до сих пор бизнес не может ничего диктовать государству. Лукашенко открыто принуждает бизнес работать в интересах страны. И если этого не происходит, то возможны последствия, в том числе и национализация.
Лукашенко о приватизации
Николай Платошкин отметил, что отношение Лукашенко к приватизации разумное: Лукашенко заявил, что частная собственность в Белоруссии, конечно, есть, но не благодаря приватизации.
Наоборот, когда Лукашенко стал президентом Белоруссии в 1994 году, он во многом пересмотрел итоги приватизации девяностых, многие сделки были отменены, а сверхбогатые лица оказались либо за границей, либо за решеткой.
Подход какой? Можно частному бизнесу создавать предприятия с нуля, государство не будет мешать, но государство не отдаст свои активы частному бизнесу, тем более не отдаст за копейки, как было в России и Белоруссии в девяностые годы. Это неправильный подход, уверен Лукашенко.
Николай Платошкин уверен, что это правильно, так как в отдельных сферах государство эффективнее частного бизнеса. Например, если речь идёт о тяжелой промышленности, стратегических сферах.
Лукашенко о национализации
Николай Платошкин сказал, что Лукашенко в период, когда западные компании покинули Белоруссию, сразу же заявил, что необходима национализация. Никто ведь не заставлял эти компании уходить, это их решение.
Лукашенко предлагает национализировать предприятия, а затем развивать их, сохранить рабочие места. А что в России? В России, напомнил Николай Платошкин, президент заявил, что нет никакой необходимости в национализации, в том числе нет необходимости в национализации предприятий компаний, которые ушли из России.
Все это происходит на фоне того, что как раз российские активы за границей национализируют европейские страны. Например, в Италии национализировали активы российских нефтяных компаний (хоть частных, хоть государственных).
В ответ разумно сделать что-то подобное, но этого не происходит, потому что продолжаются разговоры о «свободном рынке», о преимуществах приватизации и других подобных мер, хотя в мире это уже давно не актуально.
Николай Платошкин уверен, что подход Александра Лукашенко правильный в нынешних условиях. И особенно правильно то, что Александр Лукашенко справедливо указывает: власть в Белоруссии никогда не встанет на колени перед бизнесом, никогда не откажется от того, чтоб развивать экономику в интересах большинства населения.
Александр Лукашенко считает, что от национализации отказываться нельзя, потому что в особых условиях это правильное решение, ведь государство может развивать экономику, может изменить ситуацию к лучшему в национализированных предприятиях. Ведь ранее эти предприятия приносили доход своим частным владельцам, а если они будут принадлежать государству, то можно использовать эти ресурсы в национальных интересах.