Никогда не задавались вопросом, почему американские горки в других странах называют русскими? На самом деле зародилась такая забава, точнее ее предок, в Российской империи и стала популярна в годы правления Екатерины II. И имя этому развлечению изначально было «катальные горки».
Истоки катальных гор берут своё начало ещё задолго до появления Российской империи. Катание с ледяных гор было распространено на всей территории России, от крайнего Севера до южных губерний. На Руси скатывание с горы не было простым развлечением. Люди верили, что во время этой, казалось бы, невинной потехи, в человеке и в земле ускорялись жизненные токи. В народной традиции катание людей с гор называлось "бужением земли": катающийся народ будит её, пробуждает в ней животворящую энергию будущей весны.
Самым экстремальным российским монархом по праву считается Пётр Алексеевич. Известно, что Петр I в сопровождении двора выезжал в Дудергоф в окрестностях столицы, чтобы потешиться катанием на санях с крутых склонов Вороньей горы.
Уже в 18 веке катальные горки были популярны как среди знати, так и простолюдинов. Для обычных людей в то время зимой сооружали гигантские двускатные горы и заливали их водой. Спускались с горок на ногах, на рогожах и коньках, на «дилижансах» – высоких санях с бархатными скамейками на шестерых, которыми управляли специальные катальщики, и на «американках» – низких маленьких саночках, на особых «лодках» – «головашках».
Жена английского посланника леди Рондо в 1735 году писала: «…сообщу вам о новом развлечении, бывшем у нас при дворе этою зимою. Из досок устроили скат, который шел наклонно из первого этажа дворца во двор; по ширине он годился для проезда кареты, а с каждой стороны его были сделаны небольшие перила. На этот скат лили воду, и когда она замерзла, то лили воду снова до тех пор, пока лед не сделался достаточно толстым. Придворные дамы и кавалеры садились в сани и спускались вниз. Движение при этом было так быстро, что его можно сравнить только с полетом птицы… Если же сани встретят какое-нибудь препятствие, то сидящий в них падает кувырком, что, как я думаю, делается для потехи. Все бывающие при дворе должны испытать такое катанье, но до сих пор никто еще не сломал себе шеи. Я очень тревожилась, чтобы меня не заставили скатиться по этой опасной машине, потому что опасалась не только сломать себе шею, но и боялась той неблагопристойности, о которой без ужаса нельзя и думать.»
При Елизавете Петровне была построена огромная горка в Царском селе. Скатывались по ней в специальных колясках на колесиках, поставленных на рельсы, поэтому кататься можно было не только зимой, но и летом.
Для удобства катающихся горка начиналась не с обычной лестницы, а с балюстрады второго этажа специального павильона. Строительство всего этого развлекательного комплекса продолжалось 12 лет (начиная с разработки проекта) и было завершено в 1757 году. Проектом здания занимался сам Растрелли, а техническую часть аттракциона рассчитывал знаменитый русский инженер Нартов. Кстати, это сооружение для того времени были уникальным – спуск происходил с высоты около 20 метров, а общая длина горки составляла 270 метров. Обратно тележки затаскивались специальными катальными машинами, приводимыми в движение лошадьми.
О размахе гуляний и популярности ледяных гор в ту пору можно судить по сообщению газеты «Северная пчела», которая сообщает о 7000 человек, скатившихся с горы в течение дня.
Сама Екатерина II обожала кататься с горок. В это время были популярны специальные колясочки, в которых дама сидела спереди, а кавалер стоял сзади. В первый же год своего правления царица начала строительство второго подобного увеселительного комплекса в Ораниенбауме. Здесь протяженность всего сооружения составила уже 532 метра. Архитектором здания стал Антонио Ринальди. Именно этот изящный павильон, известный теперь как «Катальная горка», и прекрасная аллея остались нам на память о царских забавах. Сам павильон был прекрасно обставлен, и Екатерина проводила в нем торжественные приемы и мероприятия.
Горка имела 4 промежуточных подъема, и поэтому была очень похожа на современные аттракционы. Три колеи суммарно были шириной около шести метров (две боковые предназначались для подъема тележек). Огромная колоннада-галерея опоясывала все это сооружение, по ее верху можно было гулять.
Екатерина II как-то чуть не погибла на своём любимом развлечении: "Графъ Орлов обладал необыкновенною телесною силою. Он мог удерживать шесть лошадей, скачущих во весь опор в колеснице, схватив последнюю за колесо. Он спасъ Екатерину от неизбежной смерти, когда на устроенных въ Царском Селе высоких деревянных горах она катилась въ колеснице и медное колесо выскочило из колеи. Граф Орлов, стоя на запятках, на всем раскате спустил ногу на ту сторону, где была опасность, а рукой схватился за перила и таким образом удержал колесницу".
При этом катания в Ораниенбауме продолжались до 1801 года. Затем конструкции стали постепенно ветшать без должного ухода, и в 1813 году колоннада рухнула. Разобрали ее только в 1850-м. Катальную горку в Царском селе эта же участь постигла еще раньше – ее Екатерина приказала демонтировать еще в 1792 году, причем снесли и сам павильон.
Удивительно, но в те времена, славились не только горки, но и их строители. Так, в Петербурге в начале 19 века самыми известными и любимыми были горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту.
Зимой 1813 года, во время Заграничного похода, русские солдаты познакомили с традиционными отечественными аттракционами парижан — установили горку на реке Сене. Забава пришлась по вкусу французам, которые устроили на ней круглогодичное массовое катание на вагонетках, движущихся по рельсам. И уже в 1817 году в Париже стали популярными «Русские горки».