Найти в Дзене

Реклама как искусство и искусство рекламы

Являясь частью жизни человека на протяжении тысячелетий, реклама, на сегодняшний день, составляет самую значительную часть массовой культуры. Реклама, как и искусство, обращается к эмоциональной сфере человека, воздействуя на него посредством чувственных образов. Эстетическая и гедонистическая (способность доставлять наслаждение) функции, присущие рекламе, позволяют отнести ее к виду художественной деятельности. Многие великие художники выразили красоту в рекламных работах. К примеру, знаменитая афиша Валентина Серова с Анной Павловой к балету «Сильфида» стала символом «Русских сезонов». Теперь афиши к театральным постановкам и благотворительным базарам, программы спектаклей, анонсы поэтических вечеров и выставок создавали именитые художники: Михаил Врубель, Валентин Серов, Лев Бакст, Иван Билибин, Константин Коровин, братья Васнецовы и другие. В моде рубежа веков — древнерусская стилистика, подчеркнутое внимание к образам и графике прошлого. Казимир Малевич — это не только «Черный ква

Являясь частью жизни человека на протяжении тысячелетий, реклама, на сегодняшний день, составляет самую значительную часть массовой культуры. Реклама, как и искусство, обращается к эмоциональной сфере человека, воздействуя на него посредством чувственных образов. Эстетическая и гедонистическая (способность доставлять наслаждение) функции, присущие рекламе, позволяют отнести ее к виду художественной деятельности.

Многие великие художники выразили красоту в рекламных работах. К примеру, знаменитая афиша Валентина Серова с Анной Павловой к балету «Сильфида» стала символом «Русских сезонов».

Теперь афиши к театральным постановкам и благотворительным базарам, программы спектаклей, анонсы поэтических вечеров и выставок создавали именитые художники: Михаил Врубель, Валентин Серов, Лев Бакст, Иван Билибин, Константин Коровин, братья Васнецовы и другие. В моде рубежа веков — древнерусская стилистика, подчеркнутое внимание к образам и графике прошлого.

Казимир Малевич — это не только «Черный квадрат». Художник известен как автор киноафиш и оформления презентаций. Например, сценарий премьеры киноленты «Броненосец „Потемкин“», где на сцену Большого театра СССР после заключительных кадров, разрезая занавес, выдвигался «нос» легендарного корабля, принадлежал Малевичу. Художник внес вклад и в продвижение нового искусства в массы: Малевич — автор концептуальной афиши к киноленте Фрица Ланга «Доктор Мабузе — игрок».

Афиша-плакат «Русских сезонов» в Париже, 1909 г.
Афиша-плакат «Русских сезонов» в Париже, 1909 г.

Во многом благодаря театральным афишам и декорациям Серова к «Русским сезонам» Дягилева русский балет заявил о себе как цельное арт-явление. Так, афиша Серова к балету «Сильфида» сыграла неожиданную роль в создании мифа об Анне Павловой, олицетворяющей русский балет начала ХХ века. Саркастично настроенные критики даже замечали, что портрет Анны Павловой вызывал куда больше откликов в прессе, чем сама балерина. Но ведь в этом и есть смысл рекламного плаката, не правда ли?

Конечно, рекламировали не только балеты и выставки. Художники работали над продвижением шоколада, печенья, парфюмерии, алкогольных напитков и других товаров.

-3

Кондитерский король А.Н. Абрикосов пригласил в свой цех упаковки профессиональных живописцев. Многие именитые художники, в том числе Иван Билибин, Иван Ропет, Константин Сомов, Виктор и Апполинарий Васнецовы, Сергей Ягужинский, Борис Зворыкин, Евгений Лансере.

Лев Бакст был не только автором великолепных костюмов для «Русских сезонов», но и автором афиш, которые выражали красоту востока и нового балета.

«В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние. Это может быть… передано публике… Именно это я пытался сделать в «Шахерезаде». На печальный зеленый я кладу синий, полный отчаяния… Есть красные тона торжественные и красные, которые убивают… Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижеру…» — Леон Бакст.

-4

Русский художник, иллюстратор, портретист Константин Сомов тоже создавал афиши.

-5

В эпоху нэпа главными именами в рекламе стали Владимир Маяковский и Александр Родченко. Они одними из первых сделали текст неотъемлемой частью изображения, что впоследствии будут разрабатывать московские концептуалисты.

Книга стихов Владимира Маяковского, дизайн Александра Родченко
Книга стихов Владимира Маяковского, дизайн Александра Родченко
-7

Как искусство стало рекламой

-8

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ