Матирование – это холодный вид декоративной обработки стекла, который применяют для полностью остывшего готового изделия. Матирование бывает как в виде матовой гравировки, так и сплошным, при котором вся поверхность предмета подвергается воздействию сильной струи кварцевого песка.
При столкновении песочных частиц с поверхностью изделия на его стенках образуются многочисленные мелкие царапинки, а сама поверхность приобретает непрозрачную матовость, рассеивающую падающий и проходящий свет. Как, правило, такие изделия имеют толстые стенки, защищающие его от разрушения при обработке.
Способ матового декора стекла был случайно открыт жителями селения, расположенного вблизи моря. Они заметили, что при сильных порывах ветра песок, ударяясь в окна, царапает стекло и делает его матовым. А если наклеить на окно трафарет, то со временем образуется матовый рисунок.
Это открытие и побудило американца Бенджамина Тильмана из Филадельфии сконструировать в 1870 г. специальную установку для пескоструйной обработки стекла. В этой установке имелся компрессор, подающий сжатый воздух с кристаллами песка, приспособление, регулирующее равномерность давления воздуха, резервуар с песком и шланг с узким наконечником, из которого под давлением выбрасывалась песочная струя. Вскоре этот опыт переняли в Европе, а затем и в России, где его успешно применяли на крупнейших стекольных заводах.
В зависимости от вида изделия и задуманного декора, выбирают различные режимы и методы его обработки. В случае, если матирование делают частичным, на остальную часть изделия наносят защитное покрытие или трафарет, которые способны отталкивать от защищаемой поверхности острые зерна песка.
Таким способом можно получать матовый рисунок на прозрачной поверхности, который будет ярко выделяться на фоне бесцветного стекла. Это создает дополнительный декоративный эффект в виде сочетания двух разных поверхностей, контрастирующих друг с другом.
Матирование может быть также и химическим, когда матовость достигается нанесением на стенки изделия специальных травильных составов. При этом получается поверхность в виде прочного слоя осажденных на стекло кристаллов солей. Их грани, рассеивающие свет, и создают матовый эффект.
В фонде стекла нашего музея имеются разнообразные матированные произведения из бесцветного и цветного стекла и хрусталя. Особое место в коллекции занимают работы художников Ленинградского завода художественного стекла, а также Дятьковского и Гусевского хрустальных заводов.
❗Добавляйте в свою коллекцию музейные стикеры в Telegram.
#decorativeartmuseum
#damuseum
#коллекция_damuseum
#стекло_damuseum