Найти тему

Как появилось матирование?

Матирование – это холодный вид декоративной обработки стекла, который применяют для полностью остывшего готового изделия. Матирование бывает как в виде матовой гравировки, так и сплошным, при котором вся поверхность предмета подвергается воздействию сильной струи кварцевого песка.

При столкновении песочных частиц с поверхностью изделия на его стенках образуются многочисленные мелкие царапинки, а сама поверхность приобретает непрозрачную матовость, рассеивающую падающий и проходящий свет. Как, правило, такие изделия имеют толстые стенки, защищающие его от разрушения при обработке.

-2

Способ матового декора стекла был случайно открыт жителями селения, расположенного вблизи моря. Они заметили, что при сильных порывах ветра песок, ударяясь в окна, царапает стекло и делает его матовым. А если наклеить на окно трафарет, то со временем образуется матовый рисунок.

Это открытие и побудило американца Бенджамина Тильмана из Филадельфии сконструировать в 1870 г. специальную установку для пескоструйной обработки стекла. В этой установке имелся компрессор, подающий сжатый воздух с кристаллами песка, приспособление, регулирующее равномерность давления воздуха, резервуар с песком и шланг с узким наконечником, из которого под давлением выбрасывалась песочная струя. Вскоре этот опыт переняли в Европе, а затем и в России, где его успешно применяли на крупнейших стекольных заводах.

-4

В зависимости от вида изделия и задуманного декора, выбирают различные режимы и методы его обработки. В случае, если матирование делают частичным, на остальную часть изделия наносят защитное покрытие или трафарет, которые способны отталкивать от защищаемой поверхности острые зерна песка.

-5

Таким способом можно получать матовый рисунок на прозрачной поверхности, который будет ярко выделяться на фоне бесцветного стекла. Это создает дополнительный декоративный эффект в виде сочетания двух разных поверхностей, контрастирующих друг с другом.

-6

Матирование может быть также и химическим, когда матовость достигается нанесением на стенки изделия специальных травильных составов. При этом получается поверхность в виде прочного слоя осажденных на стекло кристаллов солей. Их грани, рассеивающие свет, и создают матовый эффект.

-7

В фонде стекла нашего музея имеются разнообразные матированные произведения из бесцветного и цветного стекла и хрусталя. Особое место в коллекции занимают работы художников Ленинградского завода художественного стекла, а также Дятьковского и Гусевского хрустальных заводов.

❗Добавляйте в свою коллекцию музейные стикеры в Telegram.


#decorativeartmuseum
#damuseum
#коллекция_damuseum
#стекло_damuseum