Как быстро растут дети! Еще вчера ходили по песочницам, лепили "куличики", искали "русалок" в прудах, а вон уже, погляди только! Всем нашим друзьям-товарищам из песочниц - кому 16, а некоторым 19.
Практическая психология
Практическую психологию, то есть психологию, полезную для реальной жизни, лучше в жизни и изучать. Книги в целом "обычному" человеку почитать не вредно. А иногда, случается, что и вредно. Легко можно угодить в одну из ловушек наукообразности (начал писать об этом тут).
"Многое можно увидеть, просто глядя" Йоги Берра, легендарный тренер по бейсболу
Но если просто смотреть, наблюдать - с намерением - можно, действительно, многое увидеть и понять. На примерах. Так устроен наш ум, так мы учимся, начинаем понимать - "от конкретного к абстрактному". А когда эту последовательность разворачивают, то
- телега становится впереди лошади, а
- образование превращается в современную школу.
Сценка из будущей жизни
Вот одно из наблюдений из песочниц. Их было много, подобных, похожих - в этом и суть. "Единство в многообразии и многообразие в единстве".
... Возятся детишки в песочнице, совочками пересыпают песок, кто куличики лепит, кто "замок" строит, кто "крепость", а кто подкоп делает.
Вдруг замечаю (а смотреть приходится, и лучше внимательно - сейчас поймете, зачем), как один из детёнков исподтишка, чтобы не заметили насыпает песок на штаны рядом играющему "товарищу".
В этот момент, чаще всего, ничего примечательного не происходит. Ребенок просто стряхивает песок и продолжает строить "замок". Не получив отпора, детёнок закрепляет достигнутый успех - подсыпает песка на штаны. И больше, чем в первый раз. "Товарищ" снова стряхивает песок.
Пjвторяемые действия склонны превращаться в привычные. А у детей это даже не требует много времени / попыток.
Наконец, не выдержав, даже самый спокойный, адекватный, нормальный ребенок не выдерживает и, либо, набрав песка, бросает его в нахала, либо отталкивает того подальше.
И в этот момент начинается самое интересное!
Подобное создает подобное
Мамаша (бабушка) провокатора, естественно, все происходящее видела, но, как бы не замечала. "Играет ребеночек". Но когда ее "лапочка" получает отпор - начинается целое представление.
- "Следите за своим ребенком!"
Могу перечислить всю гамму стандартных фраз, мало отличающихся в разных песочницах, включающих в себя и "растет хулиган", и "невоспитанный". Но вы лучше сами понаблюдайте, как советовал Йоги Берра.
Если, конечно, еще этого не сделали.
И вот, через несколько лет мы встречаем 16-19 летнего подлеца - в широком смысле это слова.
Он уже не бросается песком или камнями. Но сформированная и подкрепленная в песочнице привычка исподтишка гадить другим людям, "подставлять" тех, кто рядом - просто из чистой любви к искусству - его вторая натура.
То есть уже первая.
==========================
Приглашаю вас в свою группу ВК.
На комментарии отвечаю.
==========================