Найти тему
Клиография

Сталинградская битва, день 168-й. Свадьба под Новый 1943-й год

Оглавление

Звенит, поёт свадьба в просторной, жарко натопленной землянке. Встаёт над сталинградской землёй новый 1943-й год.

Ещё не закончилась великая битва, погромыхивают в отдалении взрывы, а здесь, в землянке, освещённой коптилкой из снарядной гильзы, вовсю развернулся праздник. И не беда, что нет ни фаты, ни белого платья у невесты, да и поношенная гимнастёрка мало похожа на торжественный костюм жениха — всё равно это самая настоящая свадьба.

Только что командир полка зачитал приказ о создании новой семьи Надежды и Виктора Стрельцовых. Поднялся сержант-наводчик Алексей Петруня:

— Дорогие однополчане. У нас в Одессе говорят: «Зимой женятся — куча детей будет». Думаю, нашему полку пополнение не помешает.

В землянке — весёлое оживление. А сержант, польщённый всеобщим вниманием, продолжает:

— О невесте я хочу сказать. Это вы, Надя, подобрали меня в лощине у разбитой пушки под селом Пичуга. Это ваши нежные ручки сделали чудо — спасли меня и моих товарищей от смерти. Спасибо вам великое! Живите да вместе с нами шагайте к Победе!

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Сдвинулись кружки с наркомовскими стограммами. В разгар свадебного пира зазуммерили телефоны. Связист Саня Сахаров принимает поздравления молодым от разведчиков-наблюдателей, от батарейцев и связистов, от подружек невесты из медсанбатов. Миша Чирков открытым текстом передал поэтическое приветствие.

Наши поздравления примите!

Любим вас ещё сильней, чем прежде.

Виктор — это значит «победитель»,

Надя – наша общая надежда.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Молодые кружатся в вальсе под аккомпанемент трофейного аккордеона. Призадумались гости, глядя на них. Что ждёт их завтра? Кто знает… Идёт война, и, значит, всё может случиться. Всё…

Так к месту ли этот праздник, который вполне может обернуться горем? Нужен ли он сейчас?

А и нужен, наверное. И не столько жениху и невесте — их любовь с ними — сколько людям вокруг. Человек должен жить будущим, а будущее — это мир и счастье.

Свадьба эта действительно имела место быть под Сталинградом 31 декабря 1942 года, о ней вспоминали ветераны, писали в редакцию газеты «Волгоградская правда» 40 лет назад.

Тогда к 40-летию Победы под Сталинградом многие были живы, присылали в редакцию свои немудрёные воспоминания. И часто — не о боях. Ведь не может же война состоять из одних сражений, и на ней люди живут — радуются, любят, встречают праздники, устраивают житьё-бытьё.

Как? Да по-всякому бывало.

К примеру, те, кто был на передовой под Сталинградом, навсегда запомнили голую, ровную, как блин, насквозь прокалённую солнцем степь. Когда глоток воды становился немыслимым счастьем. И по утрам слизывали солдаты капельки росы с низкорослых редких травинок. И любой водоёмчик с мутной, отдающей трупным запахом, водой, казался подарком судьбы.

Трудно было летом, а каково зимой, которая выдалась на редкость суровой? Не хватало дров, в землянках вместо наката использовался брезент. Печурки, если они были, разжигали порохом, топили резиновыми скатами от машин. Отчего в воздухе постоянно носилась прогорклая копоть.

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства "Военно-медицинский музей" Министерства обороны Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства "Военно-медицинский музей" Министерства обороны Российской Федерации

Землянки, да ещё с печками, были далеко не всегда. Тогда прямо на снег стелили всё, что под руку попадётся: доски от снарядных ящиков, шинели, трофейные одеяла. Ложились в шеренги по 5-6 человек, накрывались чем придётся, под голову противогаз — постель готова.

Спали по полтора часа, затем — по сигналу часового — подъём, пробежка минут 20-30, и снова спать. Теперь те, кто лежали с краю, перемещались в середину, а те, кто был в серёдке, — на край. Через полтора часа опять бегать.

Топаешь по мёрзлому снегу, а в голову — хочешь-не хочешь — лезут воспоминания о тёплом сытном доме, чистой постели, горячему женскому телу рядом…

И накапливается глухая тёмная злоба к незваному врагу, засевшему где-то впереди. Добрался — горло перегрыз бы!

Ненависть эта потом очень помогала в бою. Когда видел солдат вражеские трупы на снегу, обгоревшие кресты на поверженных танках, ощущал он почти физическое удовлетворение, как от справно выполненной хорошей работы. И можно было наблюдать иногда, как ставил боец на ещё тёплую вражескую броню котелок с пшённой кашей для подогрева. Всё правильно: война войной, а обед — по расписанию.

Особым был наступающий 1943-й год. Потому так гремел, так радовался праздник в той, декабрьской землянке. Двойной ведь праздник. И свадьба, и Новый год.

Да и Новый год под Сталинградом, по всему было видно, победный!

С Новым годом, земляки! С Победой!

Владимир Апаликов

Подробнее о героях и событиях Сталинградской битвы читайте в нашей подборке «В жерновах осаждённого Сталинграда»:

В жерновах осаждённого Сталинграда

Вам таже могут быть интересны публикации:

Ещё больше захватывающих материалов на нашем канале.
Понравилась публикация - жми 👍👍👍 и делись с друзьями в социальных сетях!