Единственная фотография Гарриет Стоунтон.
Гарриет Ричардсон считали не очень красивой женщиной. В свои 34 года она была крупной и неказистой, с запавшими черными глазами и грубыми чертами лица. В противовес своей унылой внешности (а может быть, и благодаря ей) Гарриет любила яркую одежду и крупные, экстравагантные украшения.
Но, оставшись в одиночестве, она забывала поесть, принять ванну или сменить одежду.
Она также была, как бы выразилась ее мать,простодушной": несмотря на все усилия родителей (а они потратили много времени и немало денег, чтобы дать ей образование), Гарриет едва умела читать и писать.
Миссис Баттерфилд очень любила свою дочь и всегда следила за ее здоровьем, чистотой и порядком.
Она также научила Гаррет хорошо одеваться и правильно вести себя в обществе, но этого оказалось недостаточно, чтобы предотвратить жестокую эксплуатацию ее уязвимости: примерно за год до событий, приведших к смерти Гарриет, миссис Баттерфилд пыталась добиться того, чтобы ее дочь признали "сумасшедшей" - но не для того, чтобы ограничить ее свободу, а в страхе, что кто-нибудь попытается воспользоваться ею..
Гарриет Стоунтон.
Знакомство с Льюисом Стоунтоном
Можно с уверенностью сказать, что 24-летний Льюис Стоунтон не был очарован наивной Гарриет.
Льюис уже давно был влюблен в свою 15-летнюю свояченицу по имени Элис Роудс (сестра Элис, Элизабет, вышла замуж за брата Льюиса, Патрика).
Жадный молодой человек сразу же переключил свое внимание на Гарриет, когда узнал, сколько у нее денег - денег, которые могли бы стать его, если бы он только смог убедить эту “маленькую глупышку” выйти за него замуж.
Все оказалось даже проще, чем он предполагал: у Гарриет никогда не было ухажеров, и (что неудивительно) она сразу же влюбилась в Льюиса - первого мужчину, который когда-либо ухаживал за ней. Он осыпал ее дешевыми и безвкусными подарками и быстро нашел путь к ее сердцу.
Льюис Стоунтон и Элис Роудс.
Миссис Баттерфилд горячо возражала против этого брака, но в июне 1875 года (без согласия матери) Гарриет вышла замуж.
Миссис Баттерфилд попыталась навестить молодоженов в их новом доме, но ей удалось поговорить с Гарриет лишь несколько минут, после чего женщину выгнали из дома и сказали, чтобы она никогда больше не приходила.
Это был последний раз, когда она видела свою дочь живой.
Гарриет Стоунтон.
В марте 1876 года у супругов появился мальчик Томас: медсестра, которая ухаживала за Гарриет после родов, отметила странное состояние женщины.
Без матери Гарриет перестала мыться и менять одежду, и Льюис, которому она не нравилась с самого начала, стал презирать ее за один только вид. С каждым днем она казалась ему все более отвратительной, а молодая, свежая Элис Роудс выглядела еще красивее по сравнению с ней.
"Элис, поживешь с нами? Поможешь по дому, пока моя жена восстанавливается после родов?".
Позже они настаивали, что их отношения были невинными, но поскольку ночная рубашка Элис была найдена в спальне Льюиса, в это довольно трудно поверить.
Иллюстрация дома Стоунтонов.
Гарриет не обрадовалась такому раскладу.
"Льюис, почему она в нашем доме? Ей обязательно жить с нами?".
Устав от бесконечных вопросов жены, Льюис написал письмо своему брату.
Патрик быстро нашел выход из затруднительного положения: он пригласил Гарриет с ребенком в свой дом за городом.
Жизнь Гарриет в доме Патрика и Элизабет Стоунтонов
Патрик, художник без гроша в кармане, постоянно нуждался в деньгах: проживание Гарриет в качестве платного гостя улучшило бы его скудные средства, а также дало бы его брату некоторую передышку.
Патрик и его жена Элизабет отвели Гарриет комнату наверху, и поначалу к ней относились довольно хорошо.
Постепенно женщиной стали пренебрегать. Ее присутствие за семейным столом действовало всем на нервы, поэтому было решено отправлять все блюда наверх, в ее комнату.
Со временем ей стали оставлять лишь объедки, а когда и их не стало - что ж, ей не повредит хоть раз обойтись без еды, верно?
Само ее существование было такой помехой, такой неприятностью для всех, что они все чаще и чаще забывали о ней и не могли отделаться от мысли, что всем будет легче, если она умрет.
Иллюстрация дома Стоунтонов.
Тем временем Льюис и Элис (которая теперь носила кольцо и называла себя миссис Стоунтон) отправились жить на ферму неподалеку. Льюис приезжал к брату два или три раза в неделю, чтобы повидаться со своей женой.
Гарриет всегда с нетерпением ждала этих визитов, она все еще была влюблена в него и не могла понять, почему он отдаляется от нее. После ее смерти за шкафом были найдены душераздирающие записки.
Многие слова были написаны с ошибками, крупным, круглым почерком, похожим на детский. Сами записки были немного бессвязными, но боль и растерянность Гарриет от того, что ее бросили и забыли, все равно были ощутимы.
Элис Роудс.
Когда малыш Томас тяжело заболел в начале 1877 года, Патрик и Элизабет отвезли его в больницу. Мальчик умер в тот же день: видимо из-за своего заболевания Гарриет не могла ни кормить его, ни ухаживать за ним должным образом.
Пара оставила 25 шиллингов на оплату похорон и быстро забыла о существовании ребенка.
***.
Условия жизни Гарриет становились хуже день ото дня: она почти ничего не ела, даже когда ей приносили еду. У нее никогда не было чистой одежды, она никогда не мылась, а ее комната с единственным заколоченным окном была невыносимо грязной.
Один или два раза она пыталась выбраться из своего затворничества: да и горничные иногда мельком видели ее, но Патрик быстро возвращал Гарриет в свою комнату. Он часто "пугал" ее, угрожая вызвать полицию.
Иллюстрация дома Стоунтонов.
Тем временем в Лондоне миссис Баттерфилд случайно встретила Элис Роудс и заметила на ней одну из любимых брошей Гарриет. На все вопросы обеспокоенной женщины девушка отвечала уклончиво и поспешила уйти.
Миссис Баттерфилд каким-то образом узнала, где живет Гарриет; она умоляла Патрика позволить ей увидеться с дочерью. Получив отказ, она молила лишь о том, чтобы ей позволили увидеть руку Гарриет на перилах лестницы или хотя бы взглянуть на кусочек ее почерка..
Она даже обратилась в полицию, но поскольку Гарриет была совершеннолетней и замужней женщиной, они ничем не могли ей помочь.
Настойчивые расспросы миссис Баттерфилд и тот факт, что Элис уже была беременна от Льюиса, означали, что Стоунтоны должны были найти способ избавиться от Гарриет раз и навсегда.
Тогда Льюис сможет жениться на своей любимой Элис, их ребенок будет законным, а Стоунтоны наконец-то избавятся от своей собственной сумасшедшей на чердаке в стиле Джейн Эйр.
Из-за своего состояния Гарриет уже была близка к смерти.
Поскольку для составления свидетельства о смерти пришлось бы вызывать врача, который мог задать неудобные вопросы, Стоунтоны решили, что будет лучше, если она умрет в другом месте.
12 Апреля 1877 года все четверо отправились с Гарриет в ночлежный дом в лондонском пригороде Пендж: они ведь даже не попытались привести ее в порядок; туфли, надетые на ее ноги, свалились на платформе вокзала.
По прибытии ее пришлось практически нести в комнату, а хозяйка ночлежки была поражена ее престарелым видом.
«Миссис Чалкин, мать Льюиса страдает от непонятной болезни, ее невозможно уговорить поесть.»
Бедная Гарриет, хоть ей было всего 36 лет, выглядела дряхлой старухой. На следующий день она умерла.
Были вызваны врач и медсестра, соблюдены все юридические формальности. Медсестра, которую оставили подготовить тело Гарриет к похоронам, чувствовала себя неспокойно. Переодеть покойную в чистую одежду было невозможно - Стоунтоны даже не принесли для нее чистых простыней.
Что еще хуже, они даже не потрудились остаться на похороны: все четверо вернулись в свои дома так быстро, как только это было возможно.
Если бы они остались, купили красивое платье, чтобы достойно похоронить Гарриет, или сыграли роль убитых горем родственников, им бы, вероятно, все сошло с рук.
Вскоре слухи дошли до миссис Баттерфилд, которая вместе с сыном поспешила в Пендж: они подняли такой шум, что им удалось остановить похороны.
Была проведена экспертиза: выяснилось, что на момент смерти Гарриет весила всего 34 кг.
Комната, в которой она жила, была темной, непроветриваемой, грязной и холодной: зимой в ней не зажигали огня, а через заколоченное окно не поступал свежий воздух.
Стоунтоны и Элис Роудс предстали перед судом: горничная дала показания о нечеловеческих условиях, в которых жила Гарриет, и рассказала о вспышках агрессии со стороны Патрика и о черствости Льюиса.
«Четверка» на скамье подсудимых.
Все четверо были приговорены к повешению.
Дальнейшие события
Позже в журнале "Ланцет" было опубликовано письмо, подписанное выдающимися врачами: в нем они просили о повторном судебном разбирательстве, утверждая, что медицинским доказательствам было уделено недостаточно внимания.
Они утверждали, что пренебрежение и определенная доля жестокости, безусловно, сыграли свою роль, но все же Гарриет Стоунтон умерла от менингита и туберкулеза.
Также было доказано, что дверь в комнате Гарриет не имела замка, то есть женщина могла выбраться из нее, если бы захотела.
Приговоры были заменены пожизненным заключением. Элис Роудс была помилована и освобождена в связи с юным возрастом и беременностью. Ее ребенок умер спустя полгода после рождения.
Элизабет Стоунтон отсидела не более шести лет. Патрик умер в тюрьме, а Льюис был освобожден в 1897 году и эмигрировал в Австралию. Он продолжал твердить о своей невиновности.
Больше историй в моем телеграм-канале.
Читайте также.