Крутится колесо истории. Снова и снова приходит декабрь, а вместе с ним и проблемы, оставившие след в жизни. 7 декабря 1988 года в Армении произошло катастрофическое землетрясение. Серия подземных толчков за 30 секунд практически уничтожила город Спитак и нанесла сильнейшие разрушения ещё 3 городам. Всего от стихии пострадал 21 город, а также 350 сел (из которых 58 были полностью разрушены). В эпицентре землетрясения городе Спитаке его сила достигла 10 баллов.
В результате катастрофы погибли 25 тысяч человек, 140 тысяч стали инвалидами, а 514 тысяч человек лишились крова. Землетрясение вывело из строя около 40 процентов промышленного потенциала республики. Были разрушены или пришли в аварийное состояние почти все общеобразовательные школы,детские сады, объекты здравоохранения и культуры, автомобильные дороги и железнодорожные пути.
В первые часы на помощь пострадавшим пришли подразделения вооруженных сил и пограничных войск. Из Москвы в Армению вылетела бригада медиков и военнополевых хирургов.
Хорошо помню эти дни в столице Кабардино-Балкарии городе Нальчике. Уже на третьи сутки после первого мощного удара стихии из Армении приехали первые беженцы. Это были женщины и дети. Много детей. Из расселили в санатория курорта «Долинск». Вместе с фотокорреспондентом ТАСС Евгением Недерей мы общались с людьми, старались их как-то поддержать. В главное информационное агентство страны были отправлены соответствующие материалы. Надо отдать должное сотрудникам санаториев, где приютили оставшихся без крова: все было сделано так, чтобы люди чувствовали поддержку и внимание. Жители Нальчика принесли одежду, зимнюю обувь, бытовые принадлежности.
Рассказали мне и о том, что группа спасателей-добровольцев из сотрудников и общественников профсоюзной контрольно-спасательной службы уже выехали в Армению.
Картину, которую увидели прибывшие в зону бедствия, действительно трудно себе представить. И тогда, и сейчас, рассматривая жуткие кадры разрушенного Спитака, других городов и сел республики, я пытаюсь понять состояние тех, кто пережил этот ад на земле…
Мне дважды в жизни довелось принимать участие в ликвидации землетрясений в Индонезии и Пакистане. Так тоже были разрушения и жертвы, но масштабы бедствия не имели ничего общего с тем, что произошло в Армении в декабре 1988 года.
«Картину бедствий невозможно описать, как невозможно и вообразить силу ударов стихии, опрокинувшей набок элеватор, превратившей кварталы домов в крошево обломков, а промышленные здания в изуродованные скелеты, окружённые хаосом скрученных металлоконструкций, сбросившей с рельсов вагоны железной дороги, валяющиеся теперь под откосом.
Позже в штабе от очевидцев мы узнали: в момент ударов, а их было два последовательно, в городе сразу возникло более 40 пожаров, были разрушены газопроводы, высоковольтные линии, порваны подземные кабели электроснабжения и связи, трубы водопровода и канализации. Большая часть пожарных машин была раздавлена обломками пожарных депо. В гаражах были раздавлены более девяти десятых легковых и грузовых машин и машин скорой помощи. Да и проехать по улицам стало невозможно: проезжая часть завалена обломками зданий и поваленными столбами городского освещения. Железная дорога разрушена: на протяжении 17 километров рельсы буквально свиты в спираль, пролётные строения мостов сброшены дальше, чем на 10 метров, с мостовых устоев, множество оползней и обвалов в горах, в некоторых местах вертикальное смещение слоёв почвы относительно друг друга достигает 1,5 метров.»
Из воспоминаний Николая Вырыпаева, спасателя-добровольца из Пензы
Читать далее статью в разделе "Журнал" на портале "пожарно-техническая выставка"