Найти тему
Географ и глобус

Бедуины — цыгане песков

Оглавление

Своим образом жизни они действительно напоминают цыган. Только в отличие от народа ромалэ, который предпочитает сытое благополучие европейских столиц, удел бедуинов — гордое одиночество в пустыне. Зачем они кочуют? Ответ простой: им так нравится. Название народа произошло от арабского слова бадия, что означает пустыня. Бедуины плоть от плоти её, этнос такой древний, что его история теряется в толще веков. Ни один исследователь не может точно сказать, как возник бедуинский народ.

Бедуинский караван сегодня можно встретить все реже и реже/ © visitdubai.com
Бедуинский караван сегодня можно встретить все реже и реже/ © visitdubai.com

Также никто не знает сколько бедуинов на земле. Их никто никогда не считал, так как сделать это невозможно. Бедуины не живут в пределах одной страны. Выйдя из засушливой аравийской пустыни, они со временем расселились по всей Малой Азии, а потом пробрались и в Африку. В настоящее время этот народ существует на территории 13 государств, но больше всего бедуинов в Алжире и Саудовской Аравии.

Верблюд — и "корабль", и кормилец

Смысл их жизни в движении. Основа существования — домашний скот, который они перегоняют с пастбища на пастбище, преодолевая тысячи километров по песчаным дюнам. А главное животное — без сомнения, верблюд. "Корабли пустыни" для бедуинов были и есть не только средство передвижения, но и источник пищи, мерило благосостояния и местное средство расчета. Из шкур верблюдов делали шатры, обувь и теплую одежду, которая согревала в прохладные зимние ночи. Из питательного молока делали масло и творог, а мясо верблюда традиционно подавали на важные праздники. Верблюдами платили выкуп за невесту, ими рассчитывались с другими племенами, их отдавали как штраф за различные проступки и преступления.

Верблюды для бедуинов — смысл их кочевой жизни/ © Reuters
Верблюды для бедуинов — смысл их кочевой жизни/ © Reuters

А еще верблюд — это надежный маяк, который всегда укажет место, где есть вода. Она для бедуинов главный источник жизни. Конечные пункты их путешествия по пустыне — это колодцы с водой. Там, где они есть, там и будет стоянка, там и предстоит жить племени пока не оскудеет пастбище. А если нет колодца, то его надо вырыть. Раньше бедуины это делали лопатами и копали на глубину 15–20 метров. Теперь пригоняют технику и глубина колодцев увеличилась до 30 метров. А помогают им в определении места нахождения воды именно верблюды. Это животное может находиться без питья 10 дней. Поэтому бедуины специально не поят одного из верблюдов, а на десятый день выпускают его из загона в пустыню. Там, где он лег на землю, там и надо копать — вода в этом месте ближе всего к поверхности.

Шатёр шагает по планете

Колодец с водой — центр бедуинской деревни. Дома в ней — это шатры, которые покрывают либо мешковиной, либо верблюжьими шкурами. Они довольно просторны — гораздо больше, чем юрты у среднеазиатских кочевников. Внутри шатер поделен перегородками на несколько частей. Есть мужская и женская половины, а есть парадная, где бедуины встречают гостей.

Бедуинский шатер просторен и незамысловат/ © visitdubai.com
Бедуинский шатер просторен и незамысловат/ © visitdubai.com

Вообще, гостеприимство этого народа поражает. И это не просто дань традиции или черта характера, это норма поведения. Она формирует так называемое "гостевое право" — кодекс неписаных законов, которых должен неукоснительно придерживаться каждый бедуин. Помимо самого гостеприимства и радушия, это еще и обязанность защищать гостя и его собственность после того, как он покинет шатер хозяина.

Например, если путник, побывав в гостях у бедуина, отправился дальше и по дороге на него напал грабитель, он может возвратиться к хозяину шатра и потребовать защиты. И эту защиту он получит. Бедуин разобьется в лепешку, но обидчика найдет и покарает. Однако такая защита действует не все время, а пока гость не смешал свою еду с едой другого. Иными словами, путник находится под защитой приютившего его бедуина до следующего приема пищи.

Но вернемся к шатру, который для бедуина не просто дом, а смысл его существования. В современном мире много их живут оседлой жизнью — в городах, столицах, и в богатых фешенебельных районах. И каким бы роскошным не было жилище, во дворе дома каждый бедуин стремится поставить шатер, чтобы не отрываться от корней. В нем он может не жить, но шатер стоять обязан.

Путин в гостях у Каддафи в его шатре. Ливия, 2008 год/ © kp.ru
Путин в гостях у Каддафи в его шатре. Ливия, 2008 год/ © kp.ru

А вспомните ливийского лидера Муамара Каддафи? Ведь он происходил родом из небольшого бедуинского племени Каддафа. Со своим шатром ливийский полковник путешествовал по всему миру. Разбивал его и в Нью-Йорке, и в Париже, ставил шатер и у стен Кремля. Да, возможно это было частью экстравагантного имиджа, но зато благодаря Каддафи многие в мире узнали о бедуинах.

"Я мщу и месть моя страшна"

Это очень гордый народ. На первом месте для них всегда стоят близкие родственники, на втором — интересы племени и клана. Именно гордость и стремление защитить близких и питают сохранившийся по сей день жестокий обычай бедуинской кровной мести. "Кровная вина весит тяжело", — говорят бедуины. По их закону все родственники до пятого колена обязаны мстить родным убийце тоже до пятого колена. При этом существует обязательное правило — тот, кто стал объектом кровной мести, обязан владеть оружием. Нельзя убить противника из-за угла или лишить его жизни во сне — так бедуин навеки покроет себя позором. Только глядя в глаза и при этом открыто заявив: "Я мщу за такого-то".

Защита семьи для бедуина на первом месте/ © thestrip.ru
Защита семьи для бедуина на первом месте/ © thestrip.ru

Чтобы выяснить, должен ли подвергнуться человек кровной мести, бедуины применяют особый способ узнать это. Если мстители встретили кого-то из рода убийцы, но они не знают степени его родства, то в руки такому человеку дается нож. А дальше его заставляют назвать пять имен своих родственников и при каждом имени жертва должна разжимать один палец руки, в которой зажат нож. Если при пятом имени нож падает на землю, человека отпускают. Если же нож упал, а один палец остался неразогнутым, то мстители убивают человека этим же ножом.

Кажется, что это полное средневековье. На самом деле в этом обычае в древности был особый смысл. Кровная месть — это сила, которая сдерживала бедуинов от враждебных действий и племенной войны. Поэтому, во время грабительских набегов или боевого столкновения бедуины всегда старались по возможности щадить жизнь врага. А если дело дошло до кровопролития, то принимать попытки к примирению.

И хоть кровная месть существует и в наше время, обычно до жестокого финала дело не доходит — племена стараются договориться мирно и клан виновного щедро компенсирует нанесенные потери. Раньше в компенсацию входили верблюды, огнестрельное оружие, имущество семьи и обязательно девушка из клана убийцы. Она должна была стать женой брата или сына убитого. На первый взгляд, такой обычай может показаться варварским, но идея в его основе имеет здравый смысл. Девушка в результате брака даст семье начало новой жизни, которая заменит навсегда ушедшую жизнь, и радость, вызванная этим, заставит постепенно забыть старую вражду.

Бедуинские женщины могут не укрывать лицо до свадьбы, но после замужества обязаны носить особые одежды/ © .ice-nut.ru
Бедуинские женщины могут не укрывать лицо до свадьбы, но после замужества обязаны носить особые одежды/ © .ice-nut.ru

Ночные свадьбы и фаршированные "корабли"

Кстати, о семье. Бедуины — многоженцы. Однако иметь несколько жен могут себе позволить далеко не все. Если бедуин хочет жениться, он выбирает себе свободную территорию и строит на ней шалаш или шатер, а потом платит за девушку калым верблюдами или деньгами. Если он захочет иметь вторую жену, то в ста метрах от первого шатра он строит второй и опять платит калым. И так до четырех раз. Строительство нового дома и немаленький выкуп для многих бедуинов, живущих небогато — неподъемное условие, поэтому дело часто ограничивается одной женой.

Пару слов о свадьбе. Она у бедуинов длится три дня, причем большинство праздничных действий происходит ночью и обязательно в шатре (даже если у семьи имеется фешенебельная вилла). Первый вечер — исключительно танцы и рисование хной на ладонях. Второй — сама свадьба и праздничный стол для всего клана. Третий — стол для самых близких родственников. Примечательный факт: именно бедуинам принадлежит рекорд в самом большом свадебном ястве в мире. Это фаршированный верблюд! Причем, сравнить его можно с русской матрешкой. Вареными яйцами фаршируют рыбу. Рыбой — курицу. Курицей — целую овцу. И уже последнюю зашивают в верблюда и подают на стол. Однако некоторые говорят что это сказка, и фаршированного верблюда придумали газетчики. Так это или нет, неизвестно, так как кочевые бедуины не пускают на свои свадьбы чужаков, а тем более с фотоаппаратами.

Первый день бедуинской свадьбы — танцы/ © tripegypt.ru
Первый день бедуинской свадьбы — танцы/ © tripegypt.ru

Кстати, о выдумках и обмане. Современные бедуины кочуют мало. Шанс встретиться с ними у обычных туристов крайне мал. А те бедуинские деревни, которые можно лицезреть в Египте — чистой воды бутафория. Этот народ давно и прочно оседлал волну туристического бизнеса, практически монополизировав ее. Зачем же им кочевать, зачем содержать стада овец и верблюдов, когда достаточно одного-двух "кораблей пустыни" чтобы использовать их для фото с туристами?

Так что цыгане песков в наше время уже давно ведут оседлый образ жизни и забыли, что такое многодневные переходы под иссушающим зноем пустыни. Настоящих бедуинов можно встретить лишь в самом сердце Аравийского полуострова. Там они по-прежнему кочуют с места на место, ставят шатры и копают колодцы. А остальная часть бедуинского народа ассимилировалась и привыкла к спокойной жизни на одном месте.

А вот их персидских соседей из Ирана от кочевой жизни не заставит отказаться никакая сила на земле. Зимой на юг, летом на север. Вот и весь смысл жизни народа, в честь которого назвали автомобиль 👇:

(При написании статьи использовалась информация сайтов: rulit.me; visitdubai.com; thestrip.ru)

P.S. Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.