Найти тему
Учитель гармонии

Педагог-музыкант в СПО - по жизни, слушает ли музыку?

Любимое в копилку?
Любимое в копилку?

Подобные вопросы в комментариях нередки. Скажу больше, тон их может варьироваться в широких пределах - от доброжелательного любопытства ("Что звучит у Вас в наушниках?") до грубого стремления уличить... в недостатке культурных мероприятий ("А бываете ли в театрах, посещаете ли концерты?") и, тем самым, человеческого развития в целом.

Постараюсь ответить разом на всё. Не скрою: мне будет, местами, смешно, а то и горько, некомфортно. Вообще, для меня тема болезненная. Обыватель видит её иначе, упорно примеряет её на себя и на свой уровень занятости в работе (если занят).

Итак, я провожу с учениками ("Мерзляковка" плюс частная практика) 48-60 часов в неделю, в зависимости от сезона. С апреля по июнь, в преддверии абитуры, график особенно плотный и беспощадный. Оставшаяся часть суток посвящена рождённым мною детям, с которыми я настойчиво и регулярно занимаюсь музыкой, принципиально вне дома, результативно, системно.

Если взглянуть на вещи шире, то всё упомянутое время я что-либо слушаю, играю, пою. Элементы музыкального языка и есть самая музыка. Активно использую в своих программах и поурочных планах высококлассный композиторский материал, применяя к нему различные меры адаптации. Инструктивная часть также может быть невероятно живой и музыкальной (чего стоят одни задачи по гармонии, диктанты, "моноинтервальные" упражнения!), если подать её должным образом. "Теория на бумаге" - это не ко мне.

Расскажу о рабочем эксперименте минувшего декабря. Суть его в том, что я сознательно отказала своим студентам-первокурсникам (струнникам, пианистам), а также вокалистам второго курса... в письменной контрольной работе по элементарной теории музыки. Более ранний опыт показал, что условный ученик-исполнитель, со средними слуховыми данными, легко разрешит интервалы, аккорды, распишет лады на штампованном нотном листочке - и даже, возможно, не воспользуется шпаргалкой. Далее, вызванный к роялю спеть "без бумажки" всё то же (да-да, только что написанное), данный ученик, с вероятностью 90%, станет краснеть-бледнеть. Вывод: удачная писанина не есть показатель знаний, умений, вовлечённости в предмет и мыслительного роста. Всех спрашиваю устно, через интонацию, "глаза в глаза", оцениваю по достоинству.

Музыка для меня - среда обитания, не требующая искусственного подогрева. Здесь не работает принцип "дорвалась и слушаю", применительно к "самому любимому". В процессе уроков, я чаще показываю - на рояле, голосом - нежели воспроизвожу в записи. Вообще, при возможности активного участия, пассивное меркнет. На сегодняшний день, о "любимом" говорить не готова: полагаю такие беседы не достойными профессионала. От них веет инфантилизмом и неуважением к великим культурам. В ранней юности питала особое пристрастие к мелодике Грига.

***

Теперь о фоновом слушании. Для меня, по объективным причинам, таковое неприемлемо. Имею обыкновение анализировать до мелочей всё то, что уши мои поглощают из внешнего мира. Кстати, тонко настроенный абсолютный слух - это не только бонус от судьбы, но и тяжкий крест. Помножим его на специфику образования - получим непрекращающуюся работу мозга там, где голова, по идее, должна отдыхать.

Могу ли целенаправленно включить запись - дома, в пути? Несомненно. Чаще готовлю детей к их урокам, реже готовлюсь сама и настроена освежить материал. "Просто для удовольствия" - нет. То же и о концертах, отличных от рабочих и детских: иду лишь в том случае, если чётко известен мотив, если поставлена обучающая/просветительская цель. "Досуговое" восприятие концертов, а уж тем более спектаклей - мне чуждо.

Каковы мои личные отношения с музыкой неакадемической? Нормальные отношения! В консерваторские годы смотрела сезоны "Фабрики звёзд", всегда ждала майского праздника "Евровидения". Искала для себя - и находила! - исключительно талантливые композиции. Качество универсально, корреляция со стилями - нелинейна. Зарубежную эстраду... невзначай узнаю и, как водится, подвергаю технологическому анализу. Нет, специально не слушаю - но уж если слышу, то слышу.

Допускаю, что меломанам-немузыкантам мои откровения покажутся чудаковатыми. Это не обидно! Это мысли человека, десятилетиями работающего в педагогике искусства, видящего многое "изнутри".

Вы думаете, музыкантство = волшебство? Пусть так. Для меня, то же - "кухня", трудовые будни.

Вот серьёзно, пусть будет так.

P.S. Машину всё ещё не вожу. Это дело будущего. Тема слушания за рулём - пока не раскроется.

С некоторых пор, уверенно и преданно коплю на новую флейту для Пети. Вижу в этом великий смысл.

Автомобиль, соответственно, подождёт...