Это финал нашего музыкального экскурса
2010-е годы ознаменовались замедлением мировой экономики и старением населения развитых стран, ослаблением гегемонии США, всеобщей «цифровизацией» и ростом технологий искусственного интеллекта.
В искусстве важное место заняли обострившиеся социальные и политические противоречия, а также экологические проблемы.
Культурная жизнь в значительной степени переместилась в интернет: в социальные сети, блоги и онлайн-игры.
Многие культурологи стали говорить об окончании эпохи постмодерна и о рождении некой новой парадигмы. Вот как об этом пишет композитор Владимир Мартынов:
Если внутри зоны opus posthumum сознание воспринимает еще существующую окружающую действительность как уже не существующую, то внутри зоны opus prenatum уже не существующая окружающая действительность воспринимается сознанием как еще не родившаяся, но явно обозначившая свое рождение новая действительность. […] Во всяком случае я точно знаю, что в моей жизни дата 21 декабря 2012 года знаменует окончание времени зоны opus posthumum и начало времени зоны opus prenatum
Владимир Мартынов, Opus Prenatum (2013)Доступ ограничен
Рассмотрим несколько авторов, представляющих разные направления современной музыки.
Джордж Бенджамин, ученик Оливье Мессиана, знаменит тщательным вниманием к деталям. Его первая крупная опера Written on Skin, по мнению критиков, — одно из лучших произведений десятилетия. Стиль композитора условно может быть отнесен к модернизму.
Опера Written on Skin (2012) Джорджа Бенджамина построена на средневековом сюжете о создании иллюминированной рукописи.Доступ ограничен
Дженнифер Хигдон начала заниматься классической музыкой только в старших классах школы. До этого она слушала фолк и рок. Ее стиль музыки можно описать как «неоромантический» и «интуитивный».
Концерт для скрипки Дженнифер Хигдон получил Пулитцеровскую премию в 2010-м году Доступ ограничен
Антон Батагов - композитор, которого причисляют к постминималистам. Вот как он описывает свой альбом 2013 года «Избранные письма Сергея Рахманинова»:
В этом цикле Рахманинов пишет письма композиторам-постмодернистам.
Он сам был анти-модернистом. Он не совершал революций, не "опережал время", и не боялся выглядеть старомодным. На первый взгляд кажется, что он не повлиял ни на кого из композиторов конца ХХ – начала XXI века. И всё же его незримое магическое присутствие ощущается в музыке некоторых авторов: и тех, кого называют "современной классикой", и рок-музыкантов. И наоборот: когда бесконечные Рахманиновские мелодии раскручиваются из кратчайшего мотива – буквально из двух-трех нот – слово "минимализм" уже готово сорваться с языка… […]
Итак, Рахманинов обращается к будущим композиторам. Среди современников не нашлось ни одного адресата, что вполне естественно: музыкальный мир был поглощен авангардными исканиями. Да и следующее поколение в основном тоже устремилось в эту же сторону. Но Рахманинов заглянул чуть дальше – и увидел тех, с кем ему захотелось поговорить по душам.
Джон Лютер Адамс — композитор, чье творчество вдохновлено дикой природой, в первую очередь природой Аляски, где он прожил более 30 лет. Его стиль можно охарактеризовать как «эмбиент».
Джон Лютер Адамс, Become Ocean (2013). В 2018 году вышло новое сочинение композитора Become Desert, изображающее пустыню.Доступ ограничен
Еще один любопытный проект, привлекающий внимание к экологии — путешествие перкуссиониста Пэйтона Макдональда на велосипеде по Америке, в ходе которого он записывал свои импровизации. Этот проект — пример перфоманса.
Информация о проекте находится на сайте автора Доступ ограничен
Творчество Сьюзан Филлипс, скульптора, не имеющего музыкального образования - пример сайт-специфик арта. Она известна своими звуковыми инсталляциями, в которых воспроизводит собственное пение с помощью усилителей в разных необычных местах — например под мостами или на волнорезах.
Проет Lowlands Сьюзан Филипс получил премию Turner Art в 2010 году.Доступ ограничен
Совершенствуется и компьютерная музыка. Пример музыки, написанной компьютером Iamus:
Композиция Hello World (2011) описывается создателями компьютера как «возможно первое крупномасштабное сочинение, сочиненное полностью без участия человека».Доступ ограничен
Граница между академической и поп-музыкой стала совсем размытой. На это указывает тот факт, что в 2018 году Пулитцеровская премия — одна из наиболее престижных наград в музыке — досталась рэперу Кендрику Ламару. До этого ее получали только классические и джазовые музыканты.
Многие композиторы, такие как Мэйсон Бейтс, Анна Мередит, Кэролайн Шо, Нико Мьюли, работают в популярных жанрах. Впрочем, композиторы и в прежние времена пользовались современными танцевальными формами — менуэтом, вальсом и так далее.
Мейсон Бейтс — автор симфоний и диджейДоступ ограничен
В 2010-е годы произошли глубокие изменения в индустрии поп-музыки. Рост продаж медленно но верно пошел вверх после глубокого кризиса нулевых годов, связанного с тем, что люди перестали покупать CD-диски. Ключевую роль стали играть не рекорд-лейблы, а цифровые платформы, такие как YouTube, Spotify и Apple Music. У исполнителей расширились возможности для самостоятельной записи и продвижения с помощью интернета.
Композитор Мисси Маццоли собрала $6000 на запись этого альбома на краудфандинговом сервисе Kickstarter, ставшем популярным в 2010-х годах.
Поп-музыка десятилетия находилась под влиянием популярных жанров конца 2000-х таких как электропоп, инди-рок, пост-дабстеп, грайм, трэп и чиллвейв.
Альбом Teenage Dream (2010) является примером поп-музыки начала 2010-х. Это второй альбом в истории (после альбома Bad Майкла Джексона), пять синглов с котрого возглавили рейтинг Billboard 100.Teenage DreamKaty
Впервые c 1970-х годов вернулась мода на психоделический и прогрессивный рок — в этом жанре играют группы Tame Impala, Ty Segall, UMO и другие.
Tame Impala — современная австралийская рок-группа, играющая в жанре психоделический рок3:31
Начало 2010-х годов ознаменовалось расцветом электронной танцевальной музыки (EDM), которая вышла из небольших клубов на огромные стадионы с яркими световыми шоу. Диджеи такие как Tiesto, Skrillex, Avicii и Hardwell стали кем-то вроде рок-звезд. Особенно модным в начале десятилетия стал коммерческий американский вариант дабстепа — бростеп.
Бростеп отличается «рычащими» среднечастотными басами.
В середине десятилетия EDM и бростеп коммерциализировались и вышли из моды, главным стилем музыки стал трэп и его разновидности. Трэп отличается мрачной атмосферой, тягучими суб-басами и атмосферными синтезаторами.
Пример композиции в стиле TrapMigosBad and Boujee
На основе трэпа возникли различные интернет-жанры, такие как витч-хаус, дрилл, клауд-рэп и мамбл-рэп.
Юный рэпер Yung Lean в своих самодельных клипах предвосхитил визуальный и музыкальный стиль жанра cloud rap4:14
В конце десятилетия стал популярен так называемый эмо-рэп, который представлял собой смесь трэпа и мрачной рок-музыки. Его тексты были посвящены подростковым темам: депрессии, любви, наркотикам.
Главная поп-звезда 2019 года Билли Айлиш известна меланхоличным имиджем, близким по настроению к эмо-рэпу.3:26
Для современного композитора доступно огромное количество приемов из классической, авангардной, религиозной и народной музыки, джаза, попа, рока и электроники; он может выбрать один стиль или сочетать их по своему усмотрению. Но в конечном счете его главной задачей остается поиск собственного уникального голоса. Как говорил Антон Чехов, «Ново только то, что талантливо. Что талантливо, то и ново».