Глава двадцать девятая. Нефтебаза
Вызов в кабинет президента и творческое задание - разработать технико-экономическое обоснование строительства нефтебазы в Санкт-Петербурге. Гуманно, что не с пустого листа начинать, есть аналогичный проект, внести разумные изменения и представить на рассмотрение. На следующий день мой вариант готов, передаю для оценки Хазиру Даудовичу. Щадя мое самолюбие, президент мягко делает поправку о том, что проект не рекламируемый, скорее, не для широкой публики. Согласен, сменим акценты, исправить просто. Но главное - плата за услуги нефтебазы превышает текущие внутренние затраты - техническое содержание, эксплуатационные расходы, электроэнергия и прочее, оплата персонала. Таким образом, проект рентабельный. Все, как учили на курсе экономики в ВУЗе. В результате незначительной переработки технико-экономическое обоснование проекта приняло за основу привлекательность нефтебазы для экспортеров нефти и нефтепродуктов. Привлекательность состояла в сокращении транспортных расходов владельца груза, так как экспортный железнодорожный тариф был выше внутрироссийского. Это создавало возможность использовать нашу нефтебазу как логистическое звено в транзитных перевозках экспортных грузов в Прибалтику и Западную Европу.
От слов к делу. Для осуществления этого проекта требовались серьезные капиталовложения, профессиональный лицензированный разработчик проекта нефтебазы и головная структура, занимающаяся реализацией проекта. И такие шаги были предприняты. Разработчиком проекта был выбран Санкт-Петербургский "Атомэнергопроект", не нуждающийся ни в каких рекомендациях. Поначалу работа шла успешно, но затем возникли трения по результатам взаимодействия сторон. Проектанта сменили, и новый уже дорабатывал документацию, что по определению было не очень удачно. Компанией, которая была оператором будущей нефтебазы, была выбрана АО "Сигма", компания возглавлялась Еленой Анатольевной, коммерческим директором был я. На начальном этапе занимался договором ответственного хранения, а далее - лицензированием компании как грузоотправителя и грузополучателя в ОАО "РЖД". Мне удалось установить личный контакт в Москве - иначе решить эту задачу было практически нереально, так как в этот период лицензирование проходили все структурные подразделения самих РЖД. По мере развития нефтебазы технический директор Павел Иванович Минько был назначен генеральным, а мы с Еленой Анатольевной переместились в компанию-трейдер "Инвест-Строй", так как технологические функции нефтебазы и торговые функции были разделены изначально.
Территориально нефтебаза располагалась в Невском районе города. Основой нефтебазы служили два резервуара для нефтепродуктов по десять тысяч кубических метров каждый, требующие ремонта. Поскольку основная идея транзита была связана с переливом нефтепродуктов в емкости с последующим наливом в другие цистерны, было принято беспрецедентное решение - слив одновременно сорок двух цистерн, по двадцать одной цистерне на каждом пути. Развернулись масштабные строительные работы, заказывалось на заводах специализированное оборудование - насосы для перекачки топлива, сливные трубопроводы, контрольная аппаратура и многое другое. В "Сигму" был набран персонал: проектанты, оперативные офисные сотрудники и специалисты, работающие на самом объекте - на эстакаде и управляющем комплексе, проводилось их обучение и аттестация.
Вопросов было невпроворот. Даже при наличии опыта и отработанной технологии созидание технически сложных объектов - дело непростое, сроки сдачи часто переносятся, и смета строительства разбухает. Что же говорить о нашем случае, когда многие имели туманное представление о том, с чем предстоит столкнуться. Все руководство отдало много сил для достижения успеха, но средств было вложено значительно больше планируемого, время шло неумолимо, а до финиша было еще далеко. Необходимо было получить разрешение контролирующих организаций - Гостехнадзора, нефтяной инспекции администрации Петербурга и Управления Октябрьской железной дороги. С нефтяной инспекцией я вопросы решил и проложил дорогу "Сигме", Октябрьская ж.д. долго не давала добро для станции Нева, пришлось подключать высокие инстанции.
Скучно жить без праздников. Сегодня отмечаем круглую дату в жизни Елены Анатольевны. Торжественная атмосфера с самого утра, весь "Инвест-Строй" нарядный и веселый. Цветы, подарки - все радостно и от души. Елена Анатольевна, красавица, в умопомрачительном платье, свежа и благоуханна, как роза утром. Улыбки, счастливые глаза виновницы торжества. Во второй половине дня собираемся в нашем кафе в здании "Румба", уютном месте для избранных. Елена садится во главе стола в форме буквы "П", слева от нее - лучший друг и соратник Тимур Даудович, старший брат нашего президента. Рядом с ним стали рассаживаться гости, представители Чеченской республики, давненько я некоторых из них не видел, киваем друг другу и обмениваемся взглядами и безмолвными приветствиями:
- Здравствуйте!
А справа от нее сотрудники "Румба", "Инвест-Строя" и "Сигмы". Я скромно присел на углу, но Елена Анатольевна с улыбкой зовет меня на почетное место рядом с собой:
- Идите сюда, Владимир Иванович!
С превеликим удовольствием! На столе цветы, вино и деликатесы. Первый тост - Тимура Даудовича, наиболее ценный и проникновенный, все присутствующие внимают с должным уважением к нему и его словам. Аплодисменты, звон бокалов. Через некоторое время Тимур наклоняется ко мне - можете вести застолье? - не смогу, извините. Тимур Даудович через стол обращается к Гроссу:
- Лазарь Вениаминович, Вы все можете! Ведите праздник!
Лазарь Вениаминович не отказался и взял эту почетную обязанность на себя. Так, слева направо по кругу, и стали выступать гости, каждый произнес поздравления и теплые пожелания. В середине праздника, по чеченским традициям, к нам присоединился Хазир Даудович, младший брат, произнес здравицы, посидел немного и покинул праздничный стол. Мой тост был последним, его мало кто уже слушал из-за раскованной атмосферы, главное, что его слышала очаровательная юбилярша.
Продолжение следует...