Был юбилейный праздник хеб-Сед, традиционно отмечаемый в тридцатый год царствования. При Птолемеях сед перестали праздновать, однако эти правители продолжали использовать его в своих титулах, так Птолемей 5 именовался Обладателем Тридцатилетнего срока царствования. На самом деле 30- летний юбилей правления не всегда отмечали именно в 30 - летие, цари могли отмечать заранее, на то они цари. Практиковалось еще соправление царствующего правителя со своим наследником, особенно если затем могли возникнуть сомнения в его правах - родился от еще не ставшего царем родителя, мать царевича была нецарских кровей. Такого сына царь - отец делал соправителями при жизни. Смертность была высокой, фараоны не исключение. И они лично возглавляли военные походы, исключение - несовершеннолетние, но и их обучали военным навыкам как будущих полководцев, также им предстояло стать воином небесной армии Ра из бывших царей Египта. Формальное двоецарствие египтянам не мешало, их фараоны и боги имели двойственную природу. Зато осиротевший малолетний наследный царевич был защищен от страждущих лишить его трона отца. Убийство узаконненного соправителя было кощунством.
Главным событием празднования сед была пробежка царя и связанные с этим церемонии. Старый, ставший немощным царь уже не мог защитить людей. Пробежкой царь показывал, что он крепок ногами, не волочит их, быстро бегает, т.е. не дряхлый.
По сказке Вдовий сын. Два камня. Белорусские народные сказки. Минск, 1992 г.
Поехал вдовий сын гулять по свету. Приехал к царю Постоянцу. А был тот царь однобокий, одноногий, одноглазый. И очень он любил лошадей. Увидел он лошадь вдовьего сына и говорит: Давай бежать взапуски вокруг дворца. Если я тебя обгоню, коня твоего заберу, если ты меня обгонишь, отдам тебе все свое царство. Подумал вдовий сын, что не может, чтобы его опередил однобокий одноногий и согласился. Кинулись бежать, вдовий сын и трех шагов не сделал, а одноногий царь трижды вокруг дворца обежал. Забрал царь коня вдовьего сына.
Пробежка царя на юбилее Сед - главное мероприятие праздника. К завершению праздника царь усаживался на трон в одеянии Осириса, как бы вновь воцарившись. Сидящий на троне ставший как Осирис царь всегда рисовался сбоку, оттого казался половинчатым - одноногим, однобоким, одноглазым, с полголовой. Половинчатыми изображались также Птах и Мин, без полного выверта туловища к зрителям.
В якутской сказке Славный богатырь и злая Нэгэй - тугут супруг чертовски Нэгэй тугут чёрт Хара Бэкэрдээнь живет за огненным морем. Он с одной ногой, рукой, одним заледеневшим глазом. Коровы его одноглазы, однороги, с двумя ногами, лошадей нет. Убил его богатырь Эрбэхтэй Бэргэн. Нэгэй тугут также одноногая, однорукая, одноглазая. Как шагнет, звякнет, брякнет. До битвы мужа с богаьырем выжгла она огнем край Эрбэхтэй обернулась черной птицей с железными крыльями и хвостом, с перьями мечами и полетела к Эрбэхтэй Бэргэну. Богатырь обернулся соколом с ожерельем на груди, гремит бубенчиками. Взвились птицы вверх, начали биться. Ударил клювом сокол в сердце под правое крыло черной птицы, испустила испустила дух.
Мин бог плодородия, урожаев, изображали со стоящим фаллосом. Он способствовал рождению людей, размножению скота, урожаю. Египетские боги были еще звездами. На небе Мин был созвездием Ориона. В Древнем Египте созвездие Ориона также считалось воплощением Осириса.
Фараон первым мотыжил тяпкой и поливал водой поле в присутствии статуи Мина. Он срезал серпом первый сноп зерновых и укладывал его перед статуей Мина. Во время праздников Мина оголенные мужчины лезли на высокий шест, вероятно, чтобы якобы добраться до высоко сидящей невесты, как в жениховских танцах современные мужчины масаи в Африке стараются подпрыгнуть выше и с места прыгают очень высоко. Лошади появились позднее, чтобы скакнуть и достать царевну с приданым в полцарство. Для этого либо прыгали либо лезли до нее наверх. Такой обычай был, проиграть событие, которое отмечали.
Скульпторы, архитекторы, резчики могли представлять обьекты в 3D, а не только с одного бока.
Бык Апис представлял Осириса, бога плодородия и постоянного возрождения. Ежегодно с прибытием воды в Ниле наступал праздник в честь Аписа. Чтобы увеличить урожайность, Аписа водили по полю. Быку Апису не полагалось жить дольше 25 лет. По прошествии этого времени Аписа топили и заменяли его новым бычком.
Осирис обучил людей земледелию. Появление всходов символизировало воскрешение Осириса. Даже после смерти оживший было на время воочию на земле Осирис сумел зачать сына. А так оживал он постоянно, давая цветение плодовым деревьям и цветам, проращению зерновых. Он стал царем и судьей того света. Фараон призван был укрепить благосостояние народа, защищать его, обеспечить им помощь богов, заботиться о своем народе как добрый пастух заботиться о вверенном ему стаде. Его так и называли - пастырь стада. По заведенным порядкам он благославлял ежегодные разливы Нила, открывал первую пахоту, сбор урожая, защищал страну, делал жертвоприношения богам.
От гиксосов египтяне переняли колесницы и составные луки. Спицы египетских колесниц были березовые и египтяне долго импортировали березовое дерево.
Кочевники Великой степи очень рано начали экспериментировать с конструкцией лука с использованием разных материалов и достигли значительных успехов.
В составных луках древко собирается из нескольких коротких частей разного материала со своими особенностями физики. Небольшой Σ-образно выгнутый скифский лук стал мощным оружием. Согласно надписи из Ольвии в северном Причерноморье Анаксагор, сын Димагора, выстрелил из такого лука на 521 м. Составные луки стали широко распространяться и совершенствовались.
Международная команда ученых во главе с Крисом Стэнтисом из Университета Борнмута (Великобритания) изучила останки жителей Древнего Египта и установила, что гиксосы не были могущественной иностранной армией, внезапно захватившей северный Египет. Стэнтис и его коллеги изучили образцы эмали зубов 75 человек, похороненных в древней столице гиксосов Телль-эль-Даба в северо-восточной дельте Нила. Они сравнили соотношения изотопов стронция в зубах с сигнатурами изотопов окружающей среды в Египте и других регионах. Это помогло определить географическое происхождение людей, которые жили в упомянутом городе. Анализ показал, что большая часть населения не была местной. Это были мигранты, которые родились за пределами Египта, но по каким-то причинам оказались в этом государстве. Ученые выяснили - соотношение коренного населения и мигрантов было сопоставимо как в периоды правления египетских фараонов, так и после прихода к власти гиксосов. Археологи предполагают, что процесс прихода гиксосов к власти был не сиюминутным. Возможно, сменилось несколько поколений, прежде чем гиксосы пришли к власти. Это, а не насилие, привело к иностранному правлению в Египте. Ученые планируют уточнить генетику гиксосов и установить, представителей какого именно народа среди них было больше всего.
Нельзя сказать, что египтяне совсем не умели ездить верхом. Садились на лошадь, но без седла и стремян. И сейчас ловкие пастухи могут проехаться верхом без стремян и седла на лошади.
Полководцы тогда участвовали в боях. Но вождь должен иметь преимущество, которое делало бы его участие в бою менее опасным. Колесница позволяла быстро приехать и быстро уехать. В египетской колеснице был еще возничий. Вслед за царем на колесницы сели и прочие командиры. Египетские колесницы делались легкими, весом 15 - 20 кг, и очень прочными. Они были дороги. Поездка в колеснице, запряженной парой, была престижной. Потом повсеместно время колесниц миновало, их заменили очень маневренные всадники.
Египетские кони на изображениях крупные, стройные, сухие, с высокой шеей, с тонкими ногами без щеток. Лошадей стали разводить нубийцы, да так преуспели, что их стали экспортировать.
Точный порядок празднования сед неизвестен. Сохранились сообщения без полного описания праздника и изображения празднования. И это описания части мероприятий конкретных сед. Праздновались сед масштабно, с большими тратами для фараона на обустройство/ строительство места проведения сед, дары святилищам и их жрецам, участвующим в организации празднования, кормление прибывших на праздник людей, угощались за счет фараона, по крайности сообщалось о расходовании гигантского количества продуктов на праздновании. Возможно, ритуальная пробежка царя была обязательна. Устраивались также спортивные, военные, танцевальные выступления. Совершались приношения главным богам Египта и обоих Египтов. Может, в конце празднования фараона, его тогда изображали усевщимся на троне в одежде Осириса, вновь символично короновали на новый срок. Отпраздновать сед всем фараонам не удавалось. Потом не от всех отпраздновавших сед сохранились свидетельства, до нас дошли изображения и описания сед лишь некоторых фараонов.
Сцены на стенах усыпальницы Херуефа не нарисованы, а высечены рельефом. Херуеф был управляющим царицы Тий, жены Аменхотепа III, и играл важную роль во время праздников. Тий по факту представляла интересы супруга.
У Аменхотепа 3 было три седа. После 30 - летнего юбилея царь долгожитель еще 2 раза через 3 года празновал сед. Третьий был на 37-й год правления. Основные обьекты проведения сед были возведены к 30 - летнему седу. У правившего более 30 лет царя средства были. Сколько лет еще будет царствовать, знать не мог, вот и отмечал вновь, может в последний раз, а жрецы и народ только радовались щедрым дарам и угощению царя, военным и спортивным парадам, состязаниям, выступлениям танцоров, участиям в массовых разыгрываниях знаменитых событий прошлого. От нового царя такого маштабного события за счет юбиляра пришлось бы долго ждать и не факт, что оно будет. Аменхотеп 3 правил 38 лет, многие меньше.
Бои с палками. В бою это был реальный бой палками. На праздниках бой имитировали. В настоящее время в Верхнем Египте народ танцует танец с палками Тахтиб.
Буду благодарна любым пожертвованиям! Номер моей карты: 4274 3201 0398 9151