Найти тему
Андрей Бакунин

Карл Густав Юнг и психика

| Биография

Карл Густав Юнг – швейцарский психиатр и педагог. Основоположник одного из направлений глубинной психологии – аналитической психологии. Родился 26 июля 1875 года в Кюснахте, Швейцарии, в семье пастора. Мать Юнга была депрессивной женщиной, проводя большую часть времени в спальне. Случай его матери стал одним из тех, что заставили его в будущем заняться психологией, чтобы изучать подобные случаи. Вторым таким случаем была ситуация, когда после того, как Юнг получил травму по пути в школу, поймал себя на мысли «больше нет смысла сюда ходить». После этого он всегда терпел неудачу при попытке сделать домашнее задание или сделать школьный тест. Преодолел это Юнг своими усилиями, а позже, вспомнив об этом, понял, что это был типичный невроз навязчивости. Мысли об этом и желание глубже понимать суть всех этих болезней. Привели юного Карла в психологию.

Юнг в детстве
Юнг в детстве

В остальном школьные годы Юнга прошли спокойно и без происшествий. После школы он поступил Базельский институт, учиться на психиатра. Темой своей диссертации Юнг выбрал «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов», впервые в своей карьере напрямую обратившись к теме бессознательного. После этого Юнг начал работать в цюрихской психиатрической клинике, попутно публикуя свои статьи.

В 1903 году Юнг женился на Эмме Раушенбах, с которой прожил до конца жизни. Она была из очень богатой семьи и именно состояние жены позволило Юнгу полностью посвятить себя психологии и исследованиям бессознательного, не оглядываясь на необходимость ежедневного заработка.

Юнг с женой Эммой
Юнг с женой Эммой

Позже, одну из своих статей он отправил австрийскому неврологу Зигмунду Фрейду. Это был 1906 год, Фрейд уже выпустил один из своих главных трудов – «Толкование сновидений», а так же менее известные, но важные для всего психоанализа «Психопатология обыденной жизни» и «Три очерка по теории сексуальности», став на тот момент центральной фигурой всех психологических споров и обсуждений. Юнг и Фрейд стали друзьями, вместе они организовывали научные конференции, съезды, а так же просто проводили друг с другом много времени. Так продлилось до 1912 года, когда Юнг выпустил работу «Либидо, его метаморфозы и символы», идеи которой расходились с Фрейдом в понимании либидо. Фрейд воспринял эту работу как личное оскорбление и посягательство на его авторитет, после чего разорвал все отношения с Юнгом, подвергнув его остракизму почти во всем психологическом обществе. Юнг очень тяжело переживал этот разрыв и статус изгоя. Не помогла в улучшении состояния и начавшаяся мировая война, во время которой Юнг был призван в армию военным врачом. Впрочем, опыт, полученный при лечении солдат на фронте от ПТСР и прочих неврозов и психозов, очень помог Юнгу в будущем, при написании работ.

Юнг и Фрейд
Юнг и Фрейд

Следующая жизнь Юнга не отличается слишком большой динамикой событий. В основном он писал работы, лечил людей и проводил лекции своим ученикам. Единственный примечательный момент следующей его жизни – отношения Юнга и нацистской Германии.

Нацистский режим очень нетерпимо относился к идеям современной на тот момент психологии, считал их аморальными и растлительными (Впрочем, как отмечает большинство исследователей, множество высших членов НСДАП читали работы психоаналитиков, а основной причиной отрицания этих идей была еврейская национальность их создателей (Фрейд, Ранк, Адлер и прочие были евреями)).

Юнг же был чистокровным немцем, как и его жена, поэтому он остался нетронутым, скорее наоборот, его возвышали и пытались выставить единственным нормальным психологом среди, как писала пропаганда третьего рейха, сионистского кружка. Его приглашали вступить в партию и стать деканом Берлинского института психологии, от чего, впрочем, Юнг вежливо отказался, предпочитая отсиживаться в Швейцарии и не иметь никаких контактов с нацистами.

Умер Юнг 6 июня 1961 года после непродолжительной болезни, в окружении семьи и учеников.

Теперь же стоит обратиться к идеям Карла Густава Юнга.

II. Идеи

Устройство психики

Говоря о психологии Юнга, стоит идти от общего к более конкретному. Поэтому сначала стоит продемонстрировать схему психики, которую нарисовал сам Юнг во время Тавистокских лекций, а потом разбирать каждый пункт отдельно. Сама схема выглядит так:

Устройство психики по Карлу Густаву Юнгу
Устройство психики по Карлу Густаву Юнгу

Что такое эго и как оно работает, будет рассмотрено в пункте «Эктопсихические функции и сознание», а так же немного в пункте «Эндопсихические функции и бессознательное». Устройство и функционирование самого бессознательного будет рассмотрено в пунктах «Эндопсихические функции и бессознательное», «Архетипы и коллективное бессознательное», «Либидо», «Методы работы с бессознательным».

1.1 Эктопсихические функции и сознание

Что такое сознание? Сознание – продукт восприятия и ориентации во внешнем мире, соотношение психических фактов и эго. Эго – комплекс идей, представлений, составляющих центр поля сознания и который обладает в высокой степени непрерывностью и тождественностью с самим собой. Именно поэтому Юнг называет Эго комплексом, ведь оно является лишь одним из многих комплексов психики, пусть и главным, не тождественный со всей психикой, но входящий в понятие психики. В сознании различаются две составляющие – экто- и эндопсихические, о последних будет сказано ниже. Эктопсихическая система связывает человека с внешним миром посредствам четырёх функций – Ощущения, мышления, чувства и интуиции. Вот как их кратко описывает сам Юнг:

-6

Ощущение – та психологическая функция, которая, посредничая, передаёт восприятию физическое раздражение. Очень важно различать ощущение и чувство, ведь последнее даёт окраску и привязывается к ощущению, а первое сравнимо с восприятием. Ощущение может относиться как к внешним процессам, так и ко внутренним, органическим. Оно совершается посредством чувственных органов. Так же есть другой вид ощущения, более «чистый» (описанный выше вид ощущения всегда смешивается либо с чувством, либо с мышлением), абстрактный, эстетический, отвечающий за эстетические установки. Ощущение, поскольку это элементарный феномен, есть нечто безусловно данное, не подчиняющееся рациональным законам, в отличии от мышления и чувства, поэтому ощущение – иррациональная функция.

Мышление – психологическая функция, которая, следуя своим законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Это апперцептивная деятельность, она делится на активную и пассивную мыслительную деятельность. Активное – имеет волевое действие, пассивное же лишь свершается – оно случившийся факт. В первом случае представления подвергаются активному воздействию, во втором случае образуются понятийные связи, формируются суждения, которые могут и не соответствовать цели и не вызывать чувства направленности, хотя впоследствии, при участии активного апперцептивного акта, могут дойти до признания их направленности. О мышлении стоит говорить лишь там, где в итоге имеет место акт суждения, не важно, намеренно это или нет. Мышление является рациональной функцией, потому что оно подводит содержания представления под понятия на основании осознанной разумной нормы. Хотя бывает, что ненаправленное, пассивное мышление, подводит содержания представлений под нормы не осознанные, такой тип мышления стоит считать иррациональным.

Чувство – процесс, происходящий между эго и каким-нибудь содержанием, придающий содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения, а так же процесс, который помимо определённого содержания сознания или ощущений данного момента может возникнуть изолированно, в качестве настроения. Последний процесс может стоять в причинной связи с более ранними содержаниями сознания, хотя необходимости в этом нет, ибо он столь же легко возникает и из бессознательных содержаний, что вполне доказывается психопатологией. Однако и настроение, будь оно общим или частичным чувством – свидетельствует об оценке, только не единичного содержания, а всего состояния сознания в данный момент. Поэтому чувство – субъективный процесс, который независим от внешнего раздражения, хоть и пристёгивается к каждому ощущению. Это суждение, но, в отличии от мышления, составляется не для установления логической связи, а для установления субъективного принятия или отвержения, поэтому чувство – рациональная функция.

Интуиция – та психологическая функция, которая передаёт восприятие бессознательным путём. Предметом такого восприятия может быть всё – и внешние, и внутренние объекты или их сочетания. Особенность интуиции в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя и может проявляться в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось. Интуиция – своего рода инстинктивное схватывание всё равно каких содержаний, поэтому интуиция – иррациональная функция.

В данной выше характеристике множество раз использовалось разделение на рациональное и иррациональное. Стоит сказать о том, что же это такое.

Рациональное – разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему. Разум, как установка, состоит в оформлении мышления, чувства и действия согласно объективным ценностям. Объективные же ценности устанавливаются посредством «среднего» разума, посвященном, с одной стороны, внешним фактам, с другой же – внутренним, психологическим. Объективные же они из-за того, что оцениваются не только субъектом, но и многими остальными, являясь, тем самым, предметом истории человечества.

Иррациональное – не что-то противоразумное, а просто что-то лежащее вне разума, что-то такое, что на разуме не основано. К этому относятся элементарные факты. Так же иррациональным можно назвать «случайность», даже если потом в ней можно вскрыть разумную причинность.

Мышление и чувство функции рациональные именно потому, что решающее влияние на них оказывает момент размышления, рефлексии. Эти функции наиболее полно осуществляют своё назначение при возможно совершенном согласовании с законами разума. Ощущение и интуиция же иррациональны, ведь их целью является чистое восприятие, а полного восприятия они достигают при как можно большем отрешении от всего рационального, ибо рациональное исключает всё неразумное в прямом смысле этого слова.

Сейчас были вкратце рассмотрены функции, с помощью которых человек взаимодействует с внешним миром. Но было бы наивно полагать, что у всех людей это происходит одинаково или зависимо только от личного опыта. Множество исследований детей показывают нам, что их восприятие мира отличается, иногда радикально, хотя во всех испытуемых детях не было выявлено каких-либо патологий (этим так же подтверждается и теория архетипов). Поэтому Юнг, после долгих исследований, ввёл ещё два термина, с помощью которых, при взаимодействии с вышеописанными функциями, можно описать тип человека. Это интроверсия и экстраверсия. Что же это такое в юнгианской психологии:

Экстраверсия – состояние, когда либидо (о теории либидо в юнгианстве будет сказано ниже) обращено наружу, вовне. Этим понятием обозначается явное отношение субъекта к объекту в смысле положительного направления субъективного интересна на объект. Экстраверт мыслит, чувствует и поступает по отношению к объекту так, что нет сомнения в его положительной установке по отношению к объекту. Поэтому, если коротко, экстраверсия – перенесения интереса вовне, на объект. Если экстраверсия мыслительная, то субъект вдумывается в объект, если чувствительная, то он в него вчувствуется. Имеется сильная обусловленность объектом. Различается активная и пассивная экстравертность. Первая вызвана волей самого субъекта, вторая же является вынужденной, иногда вызываемая даже вопреки намерению субъекта. Если такое состояние становится привычным, то можно говорить об экстравертном типе.

-7

Интроверсия – Состояние, когда либидо обращено вовнутрь. Этим выражается негативное отношения субъекта к объекту, интерес направлен не на него, а обратно, субъекта на самого себя, внутрь себя. Человек с интровертной установкой думает, чувствует и поступает таким способом, который явно обнаруживает, что мотивирующая сила принадлежит прежде всего субъекту, в то время как объекту, в лучшем случае, вторичное значение. Интроверсия так же может носить черты всех 4 функций, указанных выше. И, как и экстраверсия, может быть пассивной и активной. Вторая бывает, когда субъект сам желает известного замыкания от объекта, пассивная же интроверсия отличается тем, что, независимо от желания субъекта, он не в состоянии направить на объект тот поток либидо, который струится от объекта назад, на него. Если такое состояние привычно, то можно говорить об интровертном типе.

-8

В конечном итоге люди делятся на экстравертов и интровертов, разделяясь внутри этих групп на людей с разными доминантными и подчинёнными функциями. Интровертный чувствующий тип с дополнительной функцией ощущения, экстравертный мыслительный тип с дополнительной функцией интуиции и так далее. Остальные функции становятся подчинёнными, архаичными и действуют в основном не в сознании, а в пределах бессознательного. Если основной функцией является мышление, то чувство витает в бессознательном, в архаичном состоянии (поэтому так часто мыслительным людям трудно проявлять чувства, людям с ярко выраженной чувствительной функцией сохранять трезвость суждений и так далее) и неврозы, психозы и перверсии принимают именно этот окрас, если у человека есть проблемы с гармонией со своим бессознательным.

Ну и конечно, важно помнить, что на свете нет, ну или почти нет, «чистых», «стопроцентных» интровертов и экстравертов, это было бы невозможно для адаптации в мире и гармоничном в нём существовании. Поэтому тип личности определяется лишь по тем перекосам в ту или иную сторону.

1.2 Эндопсихические функции и бессознательное

Если продолжить спуск в глубины нашей психики, то мы дойдём до эндопсихической систему. Это система, которая, в отличии от эктопсихической, включает в себя элементы внутреннего характера. Такими функциями являются:

Память – Некий носитель, который накапливает информацию путём отбора нужной и ненужной.

Эмоции и аффекты – Юнг ставит эти понятия как синонимы. Это состояние, отличающееся заметной иннервацией тела, а так же своеобразным нарушением процесса представления.

Особое описание этих функцией не требуется, все люди, пусть некоторые и только на интуитивном уровне, понимают, что это такое. Интереснее со следующей функцией, которую психологи называют «Инвазия»

Инвазия – состояние, при котором в психике господствует бессознательное. И теперь стоит подробно остановится на термине бессознательное и разобрать, что это такое.

Бессознательное - предельное психологическое понятие, покрывающее все те психические содержания и процессы, которые не осознаются, то есть не отнесены воспринимаемым образом к нашему эго (Эго – комплекс идей, представлений, составляющих центр поля сознания и который обладает в высокой степени непрерывностью и тождественностью с самим собой. Именно поэтому Юнг называет Эго комплексом, ведь оно является лишь одним из многих комплексов психики, пусть и главным, не тождественный со всей психикой, но входящий в понятие психики).

В психоанализе, фрейдизме, бессознательное включает в себя все элементы, которые когда-то были в сознании, но по тем или иным причинам были отнесены в область бессознательного. Ненужные/незадействованные в данный момент элементы просто забылись, другие же элементы были туда насильно вытеснены.

Юнг же, после множества исследований и экспериментов, расширил понятие бессознательного, разделив его на две части – личное и коллективное бессознательное. Понятие личного бессознательного тождественно тому, что под бессознательным понимал Фрейд. Коллективное же бессознательное – область психики, которая, в отличии от личного бессознательного, не обязана своим существованием личному опыту и, следовательно, не является индивидуальным приобретением. Элементы коллективного бессознательного никогда не были в сознании и носят не приобретаемый, а наследуемый характер. Личное бессознательное состоит главным образом из эмоционально-окрашенных комплексов, которые могут быть так или иначе осознаны человеком, главным из которых является эго-комплекс, коллективное же состоит из архетипов, которые не могут быть осознаны.

1.3 Архетипы и коллективное бессознательное

Архетипы – психологические прообразы, которые с одной стороны обуславливают предрасположенность человека к определённым поведенческим реакциям, а с другой стороны проявляются в коллективных идеях, мифах и сказках, образах и теориях человечества. Архетипы можно сравнить с инстинктами, они активизируются в определённых ситуациях, начиная доминировать в человеке и вынуждая его действовать определённым образам, но Юнг проводил чёткое разграничение – инстинкты отвечают за низменные влечения, в то время как архетипы отвечают за что-то более высокое, духовное и сложное. Инстинкты так же могут пройти путь «психизации» и выражаться архетипически, в своей символьной форме.

-9

Почему символьной? Символы – основной язык психики, ведь он формировался задолго до того, как появились первые языки и даже до того, как у человека сформировалось эго-сознание в его нынешней форме.

Важно различать архетипы как доминанты человеческого поведения и архетипические образы, которые вновь и вновь проявляются в различных культурах, мифах и т.д.

Архетипы являются некоторой формой определённого поведения, но конкретные проявления зависят от личного бессознательного и сознания, от того, чем эта форма будет заполнена. Например, архетип Анимы (об этом будет сказано дальше), может активизироваться как у мужчины в России, так и у мужчины в центральной Африке, но сам этот образ будет сильно разным из-за разницы в менталитете и прочем.

Количество архетипов нельзя указать, только их качество в плане влияния на того или иного человека. Поэтому их может быть огромное количество – ровно столько, сколько есть типичных ситуаций у человечества.

Основными архетипами Юнг называл – Персону, Тень, Аниму/Анимуса, Отца и Мать, а так же Самость. Стоит сказать, что Юнг специально подбирал поэтические названия, чтобы лучше донести суть, он считал, что термины могут лишь отдалить от понимания сущности этих вещей.

Персона – с латыни Маска, архетип, отвечающий за формирование публичного образа человека, социального статуса и прочего. При этом скрывая истинное эго человека. Естественно, когда человек пытается интегрировать этот архетип в свою психику, чего нельзя делать из-за их чрезмерной энергии и «размера», который превышает «размер» Эго во много раз, он зарабатывает себе невроз, синдромы самозванца, непонимания, кто он на самом деле и так далее.

Тень – архетип, который находит своё выражение в тех качествах, которые человек пытается скрыть от других людей, качествах, которые он в себе не любит и даже презирает. В невротической форме это может привести к тому, что эти качества будут вытеснены и окажутся вне поля зрения даже самого человека, уйдут в поле бессознательного. Оттуда они будут доставлять множество проблем, внезапные внедрения, а в худшем случае доминирование над личностью человека. Но при правильной интеграции личных содержаний этого архетипа, это можно сделать своим оружием и сильным источником творческой энергии.

Анима/Анимус – феминные качества в мужчине и маскулинные качества в женщине. В мужчине, в лучшем случае, анима выражается как творческая и чувственная способности, а в женщине анимус как рациональная и твёрдая сторона. В худшем мужчина под доминацией этого архетипа становится капризным, через чур сентиментальным, а женщина слишком рационализирующей и отвергающей свою чувственную сторону. Собираются эти архетипы как из наследуемого образа всех женщин и мужчин, так и из личных образов – отца и матери, сестёр и братьев, вкусовых предпочтений и так далее.

Архетипы Отца и Матери служат помощью с формированием отношения к мужчинам и женщинам и так же могут быть нарушены, если они сформированы из негативных личных компонентов или если они, из-за объективных матери и отца, начинают доминировать над личностью.

Самость – ядро, центр всей психики. По аналогии с эго, которое является центром всего сознания, самость – главный и центральный архетип всех психики. Она «управляет» всем, что там происходит, а главной задачей человека Юнг считал прохождение пути индивидуации, благодаря которому эго может приблизиться к самости и черпать из него энергию, не пытаясь интегрировать самость, это невозможно и может привести к инфляции эго и сумасшествию (Хорошим примером служит Ницше, чьей самостью, выраженной на бумаге, являлся его Заратустра. Когда Ницше стал ассоциировать себя с ним, он попытался интегрировать и присвоить своему эго заслуги самости, что привело в дальнейшем к ассоциации себя к Распятому Дионису и полнейшему расщеплению сознания).

Индивидуация – путь анализа, самоанализа и просто познания себя, который, в идеале, должен провести каждый человек. Он состоит из «освещения тени», интеграции личных компонентов тени и персоны, признания их; Налаживания контакта с Анимой или Анимусом, прислушивание к ним и устранение всех личных компонентов, который могут этому помешать; Устранение всех проекций, возврат их назад и осознание их не как объективных, а как субъективных факторов; И после этого идёт налаживание связи с самостью.

1.4 Либидо

Важной частью юнгинаского учения является пункт о психической энергии – либидо. Важно сразу отметить, что, в отличии от Фрейда, Юнг не считает либидо чисто сексуальной энергией, он расширяет его значение до просто психической энергии, которая уже может выражаться в разных аспектах, в том числе и в сексуальном. Как и в физике, в психике действуют те же законы о сохранении энергии и прочие. У эго есть определённое количество энергии, которое позволяет ему жить и действовать. Когда у человека случается невроз или психоз, энергия остаётся зажатой в его эмоциональных комплексах, вытесненных и тем самым лишь путём интеграции этих переживаний можно вернуть себе её обратно. Если же её остаётся совсем мало, то у эго больше нет энергии на волевые порывы и жизнедеятельность и наступает состояние инвазии, пока анализанду не будет оказана помощь. Либидо имеет свойство прогрессировать и регрессировать. С первым всё понятно, она течёт условно вперёд и помогает жить. Второе же мы называем инфантильностью. Либидо утекает к прошлым, детским формам адаптации, потому что новые его не устраивают, по той или иной причине. В таком случае так же нужна интеграция события, которые тянут либидо назад и не дают прогрессировать, а так же изменение нынешней формы адаптации под запрос либидо.

2. Методы работы с бессознательным

Юнг выделял несколько способов, помимо разговорной терапии, в ходе которой аналитик и анализанд выявляют проблемы, проговаривают их и интегрируют. Это метод свободных ассоциаций, служащий для выявления эмоционально-окрашенных комплексов, метод активного воображения и метод анализа сновидений

2.1 Ассоциативный тест

Первым способом является ассоциативный тест. В нём человеку говорят 50-100 слов, на которые он должен не задумываясь дать ассоциацию, даже если она кажется ему странной. Аналитик замеряет время реакции и записывает время и ассоциацию. Когда названное слово затрагивает травмированный эмоционально-окрашенный комплекс, время реакции значительно увеличивается, а ассоциация может быть не адекватной или попросту отсутствовать. Таким образом можно сразу, не зная человека, выяснить его проблемы, которые нужно обсудить и интегрировать, а так же выявить его тип личности. Чувственные типы будут чаще называть прилагательные, экстраверты говорить про объект, а интроверты называть что-то субъективное.

2.2 Активное воображение

Вторым способом Юнг выделял активное воображение. Под этим подразумевается что-то вроде медитации, но не пассивное наблюдение за фантазиями и мыслями, которые приходят в голову во время этого занятия, а попытка продолжить в голове эти образы, посмотреть, куда они приведут. Это самый сложный метод и не у всех он получается сразу, но, как отмечал Юнг, он самый действенный и помогающий наладить трансцендентную функцию (Область связи сознания и бессознательного). Если этот метод удаётся, многим даже перестают сниться сны, так как они уже не нужны психике как метод связи бессознательного и сознания.

2.3. Анализ сновидений

И третьим методом является анализ сновидений. Карл Густав Юнг не разделял концепцию Зигмунда Фрейда, обрисованную в трактате «Толкование сновидений», что сновидения являются «шифром», кодирующим запретные импульсы полового влечения, репрезентацией неосуществлённых желаний, считая такой взгляд упрощённым и наивным. На самом деле сновидение, писал Юнг, является «прямой манифестацией бессознательного» и только «незнание его языка мешает понять его послание».

В целях толкования сновидений, в отличие от Фрейда, Юнг призывал сновидца не «убегать в свободные ассоциации», но сосредоточиться на конкретном образе сновидения и дать ему как можно больше аналогий. Юнг считал, что метод свободных ассоциаций позволяет выявлять лишь личные (индивидуальные) ассоциации сновидца, группирующиеся вокруг комплексов (что Юнг доказал экспериментально), но не даёт приблизиться к смыслу самого сновидения.

По Юнгу, смысловое поле сновидения гораздо шире этих индивидуальных рамок и отражает богатство и сложность всей сферы бессознательного — как индивидуального, так и коллективного. Одна из идей Юнга заключается в том, что душа как саморегулирующийся организм компенсирует установку сознания противоположной бессознательной установкой. Поэтому помощь в интерпретации сновидения способна оказать мифология, поскольку сновидения говорят на мифологическом языке символов, объединяющих противоположные установки в целостные смысловые категории. Только непонимание языка символов ставит интерпретатора в положение «француза, который оказавшись на улицах Лондона убеждён что все окружающие издеваются над ним, либо пытаются что-то скрыть». Подробнее рассказать про технику не представляется возможным, Юнгу на это требовались многодневные семинары и даже в них он не мог остановиться подробно на всех аспектах.

III. Заключение

Известные юнгианцы: Мария-Луиза фон Франц, Эдвард Эдингер, Марин Вудман

-10
-11
-12

Данную работу не стоит считать полным и подробным описанием психики в аналитической психологии. Карл Густав Юнг написал около 20 томов и на вопрос «Вы могли бы сделать краткий обзор на свои идеи?» отвечал «Тогда бы мне пришлось заново переписать свои 20 томов». Поэтому эта работа лишь краткий очерк, чтобы приблизительно дать понять, над чем работал Юнг. Так же здесь были опущены множественные доказательства, теоретические и эмпирические, которые Юнг и его ученики (фон-Франц, Якоби, Хендерсон и другие) приводили и приводят до сих пор. Но это и не так важно, ведь методы, которые были указаны в данной работе, может опробовать каждый, у кого есть желание.

Но даже по этому краткому изложению можно понять, как глубоко Юнг продвинулся в изучении психики и всех её отделов.

IV. Список используемой литературы

Архетипы и коллективное бессознательное / Карл Густав Юнг; [перевод А. Чечиной]. – Москва: Издательство АСТ, 2020 – 496с. – (Философия – Neoclassic).

2. Очерки по аналитической психологии / Карл Густав Юнг – 4-е изд. – Минск: Харвест, 2021. – 480с.

3. Аналитическая психология: [сборник] / Карл Густав Юнг; [перевод А. Чечиной]. – Москва: Издательство АСТ, 2020 – 368с. – (Философия – Neoclassic).

4. К. Г. Юнг. Структура и динамика психического. – М. Институт Общегуманитарных Исследований. 2021, - 600 стр.

5. Символы трансформации / Пер. с англ. С.Л. Удовика. – М.: Академический проект, 2021. – 519с. + 64п.вкл. – (Психологические технологии).

6. Психологические типы / Пер. с нем. С. Лорие, В. Зеленского. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2021. – 544 с. – (Психологические технологии).

7. СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Том 1,2. Конспект лекций, прочитанных в Швейцарской политехнической школе Цюриха профессором, доктором К. Г. Юнгом. Октябрь 1933 – июль 1935 – М: «Касталия», 2019 – 322 с.

8. Фрейд и психоанализ: [сборник] / Карл Густав Юнг; [перевод А. Чечиной]. – Москва: Издательство АСТ, 2021. – 416 С. – (Философия - Neoclassic).

9. Анализ Сновидений. Семинары (Осень 1928 г. – лето 1929 г.) / Карл Густав Юнг; М.: Клуб Касталия. 2014. – 304 с.

10. Анализ Сновидений. Семинары (Осень 1929 г. – лето 1930 г.) / Карл Густав Юнг; М.: Клуб Касталия. 2014. – 396 с.

11. Психотерапия / Мария-Луиза фон Франц; М.: Клуб Касталия. 2016. – 250 с.