Что может быть прекрасней живописи, посвященной зиме? Только лаковая роспись, посвященная нашей зиме и русским сказкам. Сегодня мы вновь будем наслаждаться прекрасными работами палехских мастеров.
Эти работы - настоящее погружение в сказку. Эти живописые работы невероятно красивые, яркие, сказочные. Художники, используя стариные техники росписи, создают невероятные работы, это целый мир, который хочется рассматривать и изучать, наслаждаясь невероятной красотой.
Эта невероятная красота не оставляет никого равнодушным. Палехская роспись сразу же стала получать международное признание. Сначала, конечно, работы палехских мастеров получили известность и множество наград в нашей стране. Палехская лаковая миниатюра, которая стала появляться на шкатулках, обрела популярность в Российской Империи ещё в середине XVIII века. Мастера из Палеха принимали активное участие в росписи грановитой палаты Кремля, церквей Троице-Сергиевой лавры. Религиозная живопись, иконопись, росписи храмов были для них основной работой.
Расцвет палехской росписи произошел после 1917 года, ведь мастера, создающие эти потрясающие работы, были в первую очередь иконописцами, а после революции от создания икон пришлось отказаться. Так появилась Палехская художественная декоративная артель, которая занялась росписью шкатулок из папье-маше. Тогда и появился тот узнаваемый, яркий, самобытный, сказочный стиль, который прославит Палех на весь мир. Сегодня искусству палехской миниатюры можно научиться за 4 года в Палехском художественном училище имени А. М. Горького.
Первое признание пришло после получения артелью диплома первой степени на выставке Академии художественных наук. На Всемирной выставке в Париже палехская роспись получила золотую медаль. В 1923 году шкатулки из Палеха на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке получили диплом II степени. В 1924 году палехские шкатулки произвели фурор на Венецианском художественном вернисаже. Итальянцы пытались организовать школу палехской росписи у себя, но художники покидать Советский Союз отказались.
Палехская роспись сказочная, яркая, невероятно детализованная, а герои росписей напоминают образы русских икон. Характерная особенность росписей - черный фон. На черном фоне краски как будто светятся. Этот черный цвет - тьма, из которой рождаются жизнь и свет.
Сами шкатулки мастера делают из папье-маше. Сегодня это - прессованный картон, который после придания формы сушится несколько дней. Потом шкатулку пропитывают льняным маслом и сушат в горячей печи 2 дня. Заготовка шлифуется наждачной бумагой и покрывается черным лаком в семь слоев. При этом каждый слой просушиваеся в печи.
Затем только начинается роспись. Для этого используются темперные краски, связующим веществом в которых служит эмульсия. Раньше она делалась на основе куриного желтка, а сегодня из масла в водном растворе клея. Чтобы на черном фоне краски были яркими и как будто светились, мастера сначала выделяют композицию белилами, акцентируя самые светлые места, и лишь потом наносят основные цвета.
Работают мастера с помощью беличьих кистей, которые они делают сами - в кисточке волоки должны быть одинаковой длины и плотно прилегать друг к другу. Роспись настолько тонкая и детализированная, что рисунки часто наносятся под лупой. Затем наносят нескольких лаковых слоев, каждый из которых высушивается, а затем шкатулки полируются бархатом.
Вот такая тяжелая, многоэтапная работа необходима, чтобы получить в итоге такую красивую, уникальную шкатулку, в которую мастер вкладывает свою душу и весь свой многолетний опыт. Сегодня такие потрясающие шкатулки известны во всем мире, они стали неотъемлемой частью нашей самобытной русской культуры.
Надеюсь, Вам понравилась эта статья. Подписывайтесь, читайте, нас ждет еще очень много интересного! Ваш Алекс Маком.