Пост от Жанны :
Не стала писать традиционный предновогодний пост. Решила,что лучше напишу про Новый год, про праздник, про тот новый опыт, что я получаю вот уже много месяцев.
Как празднуют новый год в больших городах и в пригородах мне известно. Как и то, как празднуют его в русскоговорящих диаспорах в разных странах мира. А вот в деревнях - как празднуют Новый год суровые жители Катанды, как празднуют "йожики" и становится ли это праздник для них шансом найти общий язык между собой.
***
Ходить все ещё не могу, и потому Константин Колотов на закорках доносит меня до нашего транспорта на этот вечер - мотособаки. Бензин на базе закончился. Хватит ли того, что уже залит в бак - неизвестно. Решаемся ехать. Костя - за руль, Жанна - за Костю, а за Жанной - коробка с салатами, а вслед за салатами бежит Ассала.
Бурчит мотособака, мороз и встречный ветер щиплют лицо, кое-где горят тусклые фонари, светятся окна в домах, еле видно дым из труб, молчаливо стоят покрытые снежными шапками огромные ели. Деревня замерла. Вроде все как обычно.
Я уже несколько лет не имею новогоднего настроения. Я не успеваю за ним, или оно за мной. Обычный день со множеством традиций. Хотя традиции эти я люблю. Любила. А потом жизнь так переменилась... В прошлом году я хотя бы готовила, принимала гостей. Теперь же кое-как варю ингредиенты, прыгаю, режу, прыгаю, придумываю, как вымыть руки, не имея доступа к рукомойнику.
Я так сжилась с бытом нашей избушки в лесу, создала там комфорт... И вот снова испытание: построить быт в недоделанном номере эко-отеля без канализации, воды и возможности отходить от кровати дальше, чем на метр.
Салаты все же готовы - люблю испытания. Но настроения так и нет.
Зато пока мы мчим по ночной дороге среди красавиц-елей на мотособаке приходит другое настроение - спокойствия - насыщение моментом красоты, сознанием себя на месте, принятие того обилия опыта, что весь год заливал меня своими волнами.
Мне кажется классной картина нашего путешествия: словно дед-мороз (а я в колпаке) летит на модных санях с коробкой подарков. На автомате кричу проходящим мимо редким людям поздравления. Они смотрят удивлённо и как-будто неодобрительно. Молчат.
Первой теряется Ассала. Второй - за 50 метров до необходимого дома - сдается мотособака. Костя оттяивает наши с собакой и коробкой почти 200 кг в сторону и дает задание светить по сторонам, чтобы меня не сбили, и уходит за бензином.
Тут же слышу голос из-за соседнего забора: "Сломались?". Отвечаю. "Ну так давай вас заправлю! Канистра есть?" Я благодарю, сообщаю, что мы уже почти доехали и поздравляю с новым годом.
На главной улице восстанавливается тишина. Только у Дома Культуры слышится в темноте небольшое шевеление. В 20:00 проводят праздничное мероприятие.
В городах и всех прочих местах, где мне доводилось праздновать новый год, между русскими словно снимался запрет на веселье - обычно молчаливые и неулыбчивые (русскоговорящие обычно сдерживают свои порывы) в Новый год люди начинали здороваться со всеми подряд, поздравлять, шутить. Дело не только в алкоголе. Я обычно тоже на прохожих не бросаюсь, но в праздник ведь так приятно поздравить чужих людей, увидеть их улыбки. Появляется какое-то единство и понимание между людьми. Словно мы осознаем, что есть то, что нас объединяет вне зависимости от нашего желания.
Схожее ощущение у меня возникло, когда мы с Костей в марте возвращались в Россию. В воздухе висело напряжение, аэропорт не справлялся, но люди, летевшие с нами в Москву почему-то реагировали на эти раздражители не так, как обычно, - улыбались друг другу поддерживающими улыбками, обращались к незнакомым с предложениями помощи, даже уступали место в очереди друг другу.
В погоне за сиюминутными радостями и материальным благами мы, люди, порой забываем о том главном, что делает нас людьми - умении со-чувствовать, со-переживать, уникальном навыке делиться (даже шимпанзе так не умеют).
Среди катандинцев я не заметила той дерзкой открытости, что просыпается в людях больших городов в праздничное время; по улицам не ходили толпы общительных весёлых людей (кроме нас). В 00:00 была пущена пара небольших салютов, а затем деревня вновь погрузилась в тишину.
В Катанде на Новый год не шумят, ходят в гости и в клуб на праздник. В Катанде на Новый год не работает больница, магазины, не ездят машины. Но даже в Новый год в Катанде вам помогут починить или заправить транспорт, дадут банку огурцов или капусты, найдут продавца самогона, ногу марала или средство передвижения до больницы в селе, дадут принять душ и воспользоваться стиральной машиной, а медсестра, несмотря ни на праздник, ни на дела, ни на отелившуюся в лесу корову, примчит к вашим детям по первому зову.
Без взаимопомощи в деревне не выжить. Её воспитывают не по праздникам. Её воспитывают раз и навсегда.
Спасибо вам, катандинцы, за новый год, новый пример, новый урок!
Спасибо вам, жорогие читатели, за ваше внимание, вашу поддержку и за возможность на несколько минут раз в неделю стать опытом вашей жизни через мои тексты!
Я не загадываю вперёд, чтобы понять, что нас ждёт. Я верю, что в любые времена человек должен оставаться человеком - сочувствующим, размышляющим, умеющим укротить животные и материалистические инстинкты и разделить самое ценное (еду, кров, любовь, свое время) с подобным себе. Ведь если это умение дано только нам среди всех живых существ, это неспроста.
Берегите друг друга!
С Новым годом!