Музыканты культовой «Metallica» вдохновлялись повестью Айн Рэнд «Гимн», когда сочиняли легендарную балладу «The Unfogiven».
Я как-раз прочел эту повесть, но чтобы о ней рассказать, нужно упомянуть о философии писательницы, так как она разработала целое направление политических взглядов, которое и отражала в своем творчестве.
Немного биографии
Айн Рэнд - уроженка Российской Империи, бежавшая от советского режима в Штаты. Настоящее имя Алиса Розенбаум, но миру она известна как Айн Рэнд.
Многие, при упоминании ее имени сразу вспомнят «Атлант расправил плечи» и «Источник», но мало кто знает, что Рэнд стала основоположником целой философской и этической систем, которую называла объективизмом.
Объективизм - философская доктрина, некогда популярная в среде либеральной философии, основанная на идеи единства мира, языка, бытия и мышления, признающая рациональный индивидуализм, стремящаяся к идеалу человека-творца, живущего за счет своих творческих способностей и таланта.
Будучи в России, писательница заканчивает Петроградский университет, после чего по студенческой визе уезжает в США, где и остается. Надо сказать, вовремя, прямо как чувствовала, так как с ее убеждениями и происхождением, ничего хорошего ей не светило.
Так о чем говорила писательница в своих произведениях?
Творчество Айн Рэнд невозможно рассматривать без ее философско-политической идеи. Чтобы понять о чем повесть «Гимн» давайте вспомним философию Рэнд.
И еще важный момент, Айн не ограничивалась только художественной литературой, в 1932 году Universal Pictures купила экранизацию ее сценария «Красная пешка», позже она ставила пьесу на Бродвее, а после прозы переключилась на научную литературу, занималась философией.
Далеко не все даже в Штатах признавали значимость идей Рэнд, так как основу ее философии составлял этический эгоизм, рационализм и индивидуализм.
Идеи Рэнд, они больше европейские, чем американские (условно, потому что тогда в Европе с либерализмом было тоже все непросто). Недаром ее идеи связывают и с классическим либерализмом (не путать политический и экономический либерализм) и либертарианством. Хотя, в «Атлант расправил плечи» просматривались параллели с марксизмом. А вот в «Гимне» даже есть какие-то ницшеанские нотки, хотя с ницшеанством Рэнд связана не была, возможно мне показалось.
Классический либерализм и либертарианство хоть и родственные теории, но придерживаются разного взгляда на необходимость государства.
В целом, либерализм придерживается идеи гарантий основных прав каждого человека, независимо от происхождения, расы и убеждений. Они должны быть высшей ценностью общественного и экономического порядка. Провозглашается стремление к свободе человеческого духа от давления со стороны религий, традиций, государства и пр. В двух словах, либерализм придерживается взглядов свободы права на жизнь, убеждения, частную собственность.
Кому интересен более подробный анализ этой политической теории слушайте выпуск моего подкаста совместно с профессором философии А. Араповым
Академические круги не сразу, да и не все признали философию Рэнд. Еще бы, Америка была еще слишком консервативна, а тут женщина-философ. Должен сказать, как выпускник философского факультета, философия, самая патриархальная из гуманитарных дисциплин.
Несмотря на это, позже Рэнд преподавала в ряде элитных учебных заведений, таких как Йельский университет, Пристонский, Колумбийский, Гарвардский, Массачусетский. А в 1963 году получила докторскую степень.
«Гимн» - классическая антиутопия. Почти все антиутопии вдохновлялись «Мы» Е. Замятина, который, в свою очередь, использовал английскую литературную традицию в своем творчестве, кстати как и А. Беляев.
Честно говоря, особо ничем таким «Гимн» меня не поразил. Вот уж эта проклятая искушенность, чем больше читаешь, смотришь, тем меньше что тебя может поразить, особенно в фантастике. Прямо сразу какие-то параллели, сравнение, прямо какой-то бич, карма))
По сюжету подметальщик, не имеющий даже имени кроме клички и цифрового кода открывает свойства электричества. Он жаждет познания, пытается донести обществу свое открытие, но сталкивается с обвинением в святотатстве, в том, что пошатнул устои общества. А еще он начинает осознавать себя как личность, что особенно наказуемо в обществе, где есть только категория «мы».
Немного напоминает Замятина, но это сейчас можно капризно придираться к стилю и сюжету, а тогда антиутопия Рэнд, была одной из первых в своем жанре.
К сожалению, антиутопии и сейчас не очень приветствуются в школьной программе, хотя было бы неплохо пройти того же Оруэлла, Замятина (аунтиутопии неприветствовались в СССР, за исключением, наверное, Брэдбери). Кстати, Оруэлл, после недавних событий, крайне у нас стал популярен.
Прочитать «Гимн» стоит, хотя лично я ожидал большего.
А вообще, несмотря все благородство ее философии и позиции, от этих "измов" становится как-то душно, как будто поставили штамп, печать, поставили в рамки.
Автор: SO_KIR_KIN