Найти тему
Пойдём, что покажу

Покоряя небо или История первой русской авиатриссы

В мае 1911 года во время Второй международной авиационной недели в Санкт-Петербурге Домникия Илларионовна Кузнецова-Новолейник попыталась самостоятельно подняться в воздух на «Блерио-ХI» - французский самолет, сконструированный Луи Блерио в 1909 году.

Но удержать в равновесии оторвавшийся от земли аэроплан Домникия Илларионовна не смогла, и, перевернувшись, машина и пилот рухнули на землю. К счастью, Кузнецова серьёзно не пострадала, но больше желания летать у неё не возникало.

И тем не менее, петербургский журнал «Вестник воздухоплавания» (№9 за 1911 г.) назовёт Домникию Илларионовну Кузнецову-Новолейник “первой русской женщиной-авиатором”.

Конечно, первая женщина-пилот никакого специального образования для пилотирования не имела. Но к авиации была близка. Так как являлась женой инженера Павла Андриановича Кузнецова (1875–1963), пилота-авиатора № 4 России, ставшего впоследствии лётным инструктором. Домникия Илларионовна целиком разделяла увлечение мужа: принимала непосредственное участие в подготовке лекций по навыкам пилотирования, по воздухоплаванию, была прекрасно знакома с техническим обеспечением полётов.

Любопытно, что в 1910 году "Кузнецов попал на приём к Луи Блерио и лично ему заказал моноплан типа «Ламанш». Стоил этот воздушный аппарат 12000 франков (около 5000 руб.) –довольно немалая сумма по тем временам. Будучи инженером на строительстве железных дорог, Павел Андрианович неплохо зарабатывал и, вероятно, мог себе позволить купить такой дорогостоящий аппарат. В любом случае, первым, кто в России имел частный аэроплан, был ... сын верхнеломовского мещанина, потомок крепостных крестьян Кузнецов Павел Андрианович" (О. Холодков "Пионер русской авиации родился на ломовской земле"). А вообще он был 114 заказчиком и получателем "Блерио".

П.А. Кузнецов со своим аэропланом
П.А. Кузнецов со своим аэропланом

В феврале - мае 1910 года Кузнецов обучался в Париже. В середине мая он переехал в Одессу. В июне этого же года в Одессе Павел Андрианович встретил свою будущую красавицу-жену –Домникию Лаврентьевну Новолейник, которую он ласково называл Дима. Домникия (Домна) была моложе Павла на 11 лет (28.11.1886), она также внесла свою маленькую лепту в историю авиации России.

Из дневника Кузнецова П.А.: «Лето мы прожили в Одессе на квартире, ул. Софиевская д.13, кв.9. В это время я делал полёты сначалана ипподроме (была поломка аппарата), а затем при деревне Дмитриевка, за тюрьмой. Там же я держал экзамен на пилота-авиатора при комиссии, выделенной Одесским аэроклубом, и там же обучал полётам откомандированных от воинских частей офицеров (полковник Стаматьев, капитаны Греков, Прохницкий и другие).В Одессе мною написана и отпечатана в количестве 3 000 экземпляров брошюра «Обучение летанию на аэроплане». В это время в России летали Уточкин, Ефимов и только позднее –Габер-Волынский. На одном из тренировочных полётов видел писателя А. Куприна –он собирался лететь пассажиром с Уточкиным на его «Фармане».


Как же Павел Андрианович доверил сие опасное занятие –самостоятельное управление аэропланом своей молодой и красивой жене?!

-3

Надо отдать должное смелости Д.И. Кузнецовой-Новолейник. Летать тогда на первых аэропланах было очень опасно. Только за период обучения её муж трижды терпел аварии. Падения и поломки сопровождали лётчиков в течение всей летной жизни. Аэропланы были несовершенны и часто капризничали. Ко всему прочему, аппарат был одноместным, и дать жене практические уроки летания Павел Андрианович не мог. К весне 1911 года супруги сочли, что Домникия Илларионовна достаточно теоретически подготовлена, чтобы совершить свой первый самостоятельный полет. Полёт хоть был и неудачный, но всё же состоялся...

Павел Андрианович и Доминика Илларионовна были трудолюбивые, гостеприимные, дружелюбные, отзывчивые люди. Доминика всегда угощала детей оладьями с медом и теплым козьим молоком...
(Из воспоминаний Сасса Валентины Федоровны)

Позже Домникия Илларионовна посвятила себя театральному искусству и актерской карьере.

-4