Ещё 1,5 года назад мы с товарищами-любителями путешествовать по железным дорогам, договорились о том, что прокатимся по первой электричке, которая пройдёт по недавно построенному участку на севере Карельского перешейка. И, 2 января 2023 г., этот день настал.
Линия Лосево-Каменногорск была открыта в 2017г. и предназначена для пропуска грузовых поездов в обход Выборгского направления. Общая длина участка 84 км, из которых 65 км — это новая двухпутная электрифицированная постоянным током 3 кВ железная дорога, трасса которой проходит по территории Приозерского и Выборгского районов Ленобласти. Ещё 19 километров — это второй главный путь на участке Сосново — Лосево-1.
Строительство линии было вызвано необходимостью поддержания скоростного движения поездов до Хельсинки, которое существовало в 2010-2022 гг.
Техническая эксплуатация участка Лосево — Каменногорск была начата летом 2017 года: в июне по строящейся железнодорожной линии прошёл первый грузовой поезд на тепловозной тяге, а движение поездов на электротяге началось в августе того же года.
Подъём в 6:30, проезд на метро до Финляндского вокзала, встреча там с товарищами. На вокзале многолюдно, также много журналистов, ожидающих посадку в "глобус", как мы называем электричку из-за круглых кабин. Хотя на самом деле она называется "Лахта". К слову, эта же электричка ходила под названием "Яхрома" на Савёловском направлении в Москве прошлой зимой.
Электричку подали на 9 путь, мы всей толпой пошли на неё. Народу при отправлении было много - больше, чем я думал, но сесть было можно. Также было немало журналистов, транспортных фанатов и прочих путешественников, в т.ч. из Москвы, специально приехавших, чтобы обкатать уникальный маршрут. "Лахта" состоит из 10-ти вагонов, 1970-х годов постройки, реконструированных и приспособленных для современных нужд.
Отправление из начального пункта в 8:30, прибытие на конечный пункт в 11:55, курсирует только 2-8 января. Назад из Выборга отправляется в 17:30. Промежуточные остановки при отправлении из Питера: Токсово, Кавголово, Орехово, 69 км, Каменногорск. Странно, что нет остановок на крупных станциях Девяткино и Сосново.
В дороге Дед Мороз со Снегурочкой развлекали пассажиров, кое-кому даже достались от них подарки.
После Лосево электричка поворачивает налево и замедляет ход - новая линия ещё не сдана в постоянную эксплуатацию и там действует ограничение скорости.
На ней имеется несколько промежуточных станций и высоких платформ, многие из которых просто не успели доделать. Периодически звучат заявления о предстоящем запуске по этой линии пригородного сообщения на регулярной основе. Виды вокруг живописные - сразу после Лосево линия пересекает Вуоксу (потом мы снова пересечём её после Каменногорска), вдоль всей дороги сосновый лес, местами дорога прорублена в скалах.
Поездка по линии Лосево-Каменногорск, полная запись (снимал ехавший со мной Сергей Егоров)
Ближе к Каменногорску встречаем рассвет. Доезжаем до самой северной точки нашего маршрута и самой продолжительной стоянки - Каменногорск.
К основной дороге примыкает однопутная неэлектрифицированная линия на Сортавалу. Тут происходит встреча двух эпох - на другой стороне платформы от "глобуса" стояла ПДСная ласточка на Сортавалу.
Едем дальше, следующая конечная - Выборг. Участок Каменногорск-Выборг раньше был неэлектрифицированной однопуткой, а теперь стал электрифицированной двухпуткой. Несмотря на это по нему из пассажирских ходят 2 пары РА-2, 2 пары ПДСной ласточки СПб-Сортавала и один двухэтажный ПДС №160 Москва-Петрозаводск под тепловозом.
Приезжаем в Выборг, после выхода многие выстраиваются в очередь фотографировать "морду" электрички.
Идём в город, заходим в кафе, после чего расходимся - товарищи поехали дальше, а я, воспользовавшись хорошей погодой, решил немного погулять по Выборгу.
Спустя 1,5 часа помня, что ласточки СПб-Выборг-СПб часто забиты и бывает трудно найти в них свободное место перед отправлением, прихожу на вокзал за час до отправления. И не прогадал - заранее встав у дверей, после начала посадки вхожу в салон в числе первых и сажусь у окна по ходу, чего сделать не удавалось в предыдущие поездки в Выборг. Про этот этап поездки особо сказать нечего, разве то, что СПб-Выборг один из немногих скоростных пригородных участков в России (второй такой - Москва-Тверь). Еду до Удельной, потом на метро домой. Поездка окончена.