28 мая 1987 года в Москве на Большом москворецком мосту приземлился легкомоторный самолет «ЦЕСНА 172» пилотируемый 18-летним западногерманским парнем Матиусом Рустом, этот инцидент привел к почетной отставке тогдашнего министра обороны, Маршала Советского Союза Сергея Леонидовича Соколова, а так же, к громкому позорному снятию с должностей многих крупных военачальников. Первым с должности, конечно же, полетел командующий ПВО страны. Главный Маршал авиации Александр Иванович Колдунов. В свое время это был девятый в рейтинге советских асов лётчик-истребитель, сбивший за Великую Отечественную Войну 47 самолетов, одним из которых был американский истребитель «PI-38 Lightning». Этот самый «Lightning» был из числа атаковавших 7 ноября 1944 года в районе югославского города «Ниш», штабную военную колону 6 гвардейского корпуса. Тогда в числе 12 убитых оказался и командир этого корпуса Гвардии генерал-лейтенант Григорий Петрович Котов.
На место снятого Колдунова был назначен не имевший до этого никакого отношения к авиации опытный общевойсковой командир Генерал Армии Иван Моисеевич Третьяк. Дело в том, что именно Третьяк командовал в 1983 году дальневосточным военным округом, отдал приказ об уничтожении оказавшегося в Советском воздушном пространстве южнокорейского Боинга. Оказавшись на новой должности, Третьяк считавший полет Руста пробным шаром призванным подтвердить возможность применения против Советской инфраструктуры малоразмерных низколетящих средств нападения. Поручил аналитикам генерального штаба разработку сценария начала возможной войны. Сценарий, представленный аналитиками в целом подтвердил предположение Третьяка. В соответствии с этим сценарием, прежде чем вступать в наземную операцию, противник постарается по максимуму, все что возможно разбомбить при помощи авиации, но до того как его пилотируемая авиация появится в небе, противник нанесет мощный удар многочисленными крылатыми ракетами.
Главной мишенью этого ракетного удара, станут советские средства противовоздушной обороны и прежде всего новейшие по тем временам зенитные ракетные комплексы «С-300». На основании этого сценария, который потом подтвердился в ходе операции «Буря в пустыне», Третьяк объявил конкурс проектов по созданию специального комплекса ПВО ближнего действия предназначенного для защиты зенитных ракетных батарей, прежде всего от крылатых ракет. Главную опасность, по мнению этих аналитиков, представляла ракета, которую по-русски они называли «БГМ-109» или проще говоря «Томагавк».
Этот крылатый «Томагавк» был выполнен в виде самолёта, классической схемы, то есть задним расположением горизонтального оперения. Консоли крыла, этого аппарата имеющего размах 2 метра 62 см находясь, до самого старта в сложенном положении были утоплены в цилиндрическом фюзеляже диаметром 531 мм и длиной 5 метров 56 см. Стартуя при помощи твердотопливного ускорителя, полет «Томагавка» осуществляет посредством турбовентиляторного двигателя «f-107» развивающего тягу в 275 кг. К цели томагавки летят на скорости 882 км/ч. Полет осуществляется на высоте 60 метров над земной и 15 метров над водной поверхностью. Однако, при атаке различных целей томагавки ведут себя по-разному. Во-первых, они могут взрываться в воздухе при пролете над целью. Во-вторых, могут пикировать на цель с той самой 60 м. высоты. А в-третьих, за несколько километров до цели увеличить высоту полета до 300 метров и с этой высоты спикировать на цель вертикально.
В те времена, значительная часть томагавков несла ядерные боеголовки содержавшие в себе заряд переменной мощности. Мощность устроенного такой боеголовкой ядерного взрыва могла составить от 5 килотонн до 200, а мощность взрыва боеголовки «Томагавк» наземного базирования называвшегося в этом варианте не Томагавком, а Грифоном, могла быть снижена до двух десятых килотонны. Правда, все эти «Грифоны» были сняты с вооружения после подписания в 1988 году договор о ликвидации ракет средней дальности и оперативно-тактических ракет, а последние ядерные томагавки морского базирования были списаны в 2013 году и все нынешние томагавки имеют либо обычные моноблочные, либо кассетное боевое снаряжение. В конкурсе же, объявленном Третьяком, победу одержал проект, представленный Тульским Конструкторским Бюро, под руководством Аркадия Георгиевича Шипунова, которая незадолго до этого разработала ракетно-пушечный комплекс ПВО «Тунгуска», принятый на вооружение в 1982году.
29 июня 1990 года решением комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам Шипуновской конторе было поручено воплощение победившего проекта в металле. Несмотря на последовавшие через полтора года развала СССР, и тогдашняя убеждённость в том, что войны больше не будет, в условиях скудного финансирования, а порой и на чистом энтузиазме учёные и конструкторы вели разработку того, что сами они называли «Тунгуска-3», а на западе вскоре назовут «Грейхаундом». Грейхаунд или английская борзая, традиционно считается самой быстрой охотничьей собакой, подобно тому, как это собака способна догнать потенциальную добычу, ракета этого комплекса в пределах полусферы своего действия была способна в те времена сбить любую аэродинамическую цель летящую выше 15 метров. Первая установка была воплощена в металле в 1994 году, этот первый прототип получил название Роман.
Сооружен этот Роман, был на шоссе четырехосного Урала 5323. Как и Тунгуска, комплекс был ракетно-пушечным. Его пушечное вооружение составляли, те же самые, две двуствольных 30 мм пушки, что были установлены в свое время и на Тунгуски, но вместо стоявших на Тунгуске восьми ракет «9м311» сбивавших цели максимум на 3,5 километровой высоте и на максимальной дальности 8 км. На этом изделии, были установлены 12 новых ракет под обозначением «9м335», поражавшие цели на 12 километровой дальности и до 8-километровый высоте. Как и у «Тунгуски», у «Панциря», ракета была двухступенчатой и двухкалиберной.
Стартовая ее ступень имела 170-миллиметровый диаметр, маршевая же ступень 90-миллиметрового диаметра, собственного ракетного двигателя не имела, а будучи разогнанной первой ступенью, летела к цели по инерции. В этом, как правильнее всего будет его назвать, оперенном снаряде. Вся, та часть трубки, которая выкрашена в желтый цвет заполнена 5500 граммами взрывчатого вещества, по окружности которого расположены стержни с сечением от 4 до 9 мм. После подрыва снаряда в районе цели стержни, каждый из которых беспорядочно вращается вокруг своего центра тяжести, образуют из себя постепенно расширяющаяся кольцо летящее в сторону цели, сталкиваясь с которой они просто ее перерубают за счет своей высокой кинетической энергии. Головки самонаведения этот снаряд не имеет и на цель его наводит оператор. Однако бывшая Советская армия, ставшая к тому времени российской, закупать изделие отказалось.
И тогда Шипуновцы, назвав свое изделие «Панцирем» и оставив название «Роман» лишь для РЛС, в августе 1995 года, выставили его на проходившем в Жуковском авиасалоне Макс 95 надеясь заинтересовать им иностранных покупателей. Интерес, конечно, проявили многие, но финансировать доведение до ума ещё не запущенный в серийное производство установки. Тогда, в 1995 году, никто не пожелал. Спустя время, лишь в мае 2000 года Шипунову удалось подписать контракт с представителями Объединенных Арабских Эмиратов, в соответствии с условиями контракта Шипуновское предприятие должно было к 2003 году поставить в Эмираты 50 готовых изделий. Сумма контракта составила 741 млн. долларов, при этом 100 миллионов заказчики выдали, на ту самую доводку «До ума», но выполнить контракт в указанный срок Шипуновцам не удалось.
Дело в том, что затребованные арабами новые радиолокационные станции, которую как и РЛС «Роман», разрабатывало предприятие «Фазотрон». Шипунову, на этот раз не понравилось, и он решил заново создавать РЛС силами своего предприятия. В результате работы были закончены только к концу 2006 года. А первые 12 комплексов были поставлены в ОАЭ в 2007 году.
В том же году, начались поставки и в Сирию. А вскоре «Панцири», которые теперь называли «Панцирь С1», заказал Алжир. Российское Министерство обороны, интереса к панцирям по-прежнему не проявляло. Лишь в ноябре 2012 года, комплекс наконец-то был принят на вооружение и в Российской Армии. Вскоре, после этого, состоялся боевой дебют этого ракетно-пушеного зенитного комплекса «Панцирь-С1» в Сирии.
Не забывайте подписываться на мой канал и поставить лайк! Автору будет очень приятно!