Когда мне было около 30 лет, я был самозабвенно и долго увлечен Восточной философией, искусством, медициной. Мне казалось, что я нашел ответы на все вопросы и на всю оставшуюся жизнь. По своему природному складу я не мог долго придаваться теоретизированию, меня тянуло всё проверить практически. Практика очень отрезвила. Прикладные отдельные аспекты восточной культуры очень неплохи –такой я, в итоге, сделал вывод. Но после более глубокого знакомства принимать мировоззренческую основу той далёкой для нас культуры для меня сделалось немыслимым. Я отшатнулся, покоробленный реальным духом той совсем нам (на самом деле) культуры неизвестной. В период искреннего увлечения и доверия я, конечно, не мог пройти мимо великих китайский мыслителей: Конфуция, Лао-Цзы, Чжуан-Цзы. Но именно Конфуций показался мне тогда менее интересным, потому что был заострён на вопросах государственного устроения, чиновничей иерархии и прочих социально направленных суждениях. Слишком мало, мне казалось, Природы и много всякого разного социологического контекста.
И вот не так давно попались краткие изречения Конфуция.
«Чем бы вы ни занимались в жизни, делайте это всем своим сердцем».
Как правильно, достойно и прекрасно звучит. Но, какие вдохновение, чистота и решимость требуются, чтобы осуществлять это в своей жизни!
«Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».
«Несдержанность в мелочах погубит великое дело».
«Если тебе плюют в спину, значит ты впереди».
Какая лаконичность и ясность, сколько вдохновения и искусства! Изречения прямо сияют. Сколько назидательности и современности. Это– несмотря на то, что он человек иной, далёкой нам культуры, несмотря на то, что он жил две с половиной тысячи лет назад.
А недавно мне подарили книгу изречений Конфуция, прекрасно иллюстрированную орнаментами и гравюрами.
«Мы редко находим человеколюбие в тех, кто искусен в речах и чарует других приятной наружностью».
«Тот, кто изучая старое, извлекает из него новое, может со временем стать наставником».
«Достойный человек не является инструментом в руках другого человека».
«Достойный человек ко всем относится одинаково и не пристрастен, мелочный человек пристрастен и не одинаков со всеми».
«Учиться без размышления – напрасное занятие, размышление без знания - занятие, чреватое гибелью».
Как часто приходится обнаруживать справедливость этого высказывания в нашей медицинской профессии.
«Отстраняясь от неверных суждений, мы уменьшаем количество зла».
Это прямо в точку про нас – медицинских работников.
«Как удерживать людей в покорности?» Наставник ответил: «Если поддерживать и выдвигать прямодушных, ставя их выше тех, у кого в душе потёмки, тогда народ придёт к покорности. Если поддерживать и выдвигать тех, у кого в душе потёмки, и ставить их выше тех, кто прямодушен, тогда народ не придёт к покорности».
«Если управлять людьми, обращаясь к ним с приказами, и карать за ослушание, то люди научатся уклоняться от приказов, избегать кары и утратят чувство стыда. Если же управлять людьми, обращаясь с ними человеколюбиво, и приучать их к порядку, являя собой пример достойного поведения, то люди сохранят чувство стыда и будут верны и человеколюбивы».
«Лишь тот, кто наделен человеколюбием, может должным образом и любить людей и ненавидеть их».
«Человек, совершающий нечто ради одной своей выгоды, только удобряет поле для недобрых помыслов других людей».
«Поступки достойного человека продиктованы чувством долга, тогда как все дела низкого человека устремлены лишь к его собственному удобству».
«Отличить достойного человека можно по немногословию и нескорым суждениям, поступки же его стремительны и решительны».
«Никогда одиночество не бывает уделом добродетельного человека, ведь его благие дела обязательно привлекут к нему людей».
«Некие сановники прославились тем, что не имели врагов. Они достигли этого потому, что не старались сохранить в своем сердце причиненное им зло».
«Нельзя больше надеяться на добрый Путь нашего мира! Ведь нельзя нынче отыскать человека, который, совершив злое, постиг это и внутренне корил бы себя за это».
«Потому я и выделил среди вас этого ученика, что его сердце подолгу было воспламенено человеколюбием и его добрые поступки не были мимолетными. У вас же, прочих, человеколюбие в сердце мимолетно, а добрый поступок не столь длителен, чтобы потребовались на него хотя бы сутки».
«Мудрецом тебе следует быть для того, чтобы совершенствовать достоинства, а не для того, чтобы умело добывать выгоду!»
«Покажите мне человека, который выходя из дому, не выйдет через дверь, а полезет в окно. Почему тогда, куда ни глянь, люди не склонны совершать естественные поступки?»
«Если человеческое естество отвергает ученость, то перед нами предстает дикарь, однако, если постижение мудрости изгнало из человека его естество, мы видим черствого книжника. Достойным же в постижении мудрости является тот, кто не дает в себе иссякнуть естественному началу».
«Жизнь человека столь же прямая, как и его нрав. Коль человек изменил прямодушию, Путь его выровняет только случай».
«Разные люди по-разному усердствуют в постижении мудрости. Любопытный не может сравниться с любознательным, подобно тому как любящий не может сравниться с тем, кто любит свое наслаждение».
«Больше нас были наши предки, предпочитая молчать там, где мы стремимся провозглашать. Они помнили о стыде, неизбежном, если слова их так и останутся словами».
«Каждая встреча с достойным человеком послана нам для того, чтобы мы выучились от него его совершенствам. Каждая же встреча с низким человеком дана нам для того, чтобы, как в зеркало, мы заглянули в него и увидели свои несовершенства».
«Если человек подлинно достойный, его высокие поступки бескорыстны. Низкому человеку не дано желание испытать их, потому что страх за свое имущество и положение сковывает его порывы. Совершая такой поступок, достойный человек не трепещет, думая о том, что его может ожидать поражение. Низкий же человек, если и осмеливается на высокий поступок, то лишь тогда, когда будет уверен в будущем снисхождении к себе».
Всего в сборнике несколько сот высказываний. Я выбрал лишь те, которые легко понять сразу, не вчитываясь и не возвращаясь к прочитанному. Есть более глубокие и непростые для понимания высказывания. Но, удивительно - как всё то, что здесь представлено – просто, глубоко и ёмко. Ловишь себя на ощущении, что великий Конфуций жил или даже живет где - то рядом, на соседней улице. И наблюдает всё то, что мы наблюдаем сейчас в нашей жизни. Как легко искривить путь правильного познания, отношений между людьми и устроения жизни в обществе. И все (удивительно это слышать) упирается не в политическое или экономическое устроение, а в личность – персону, то есть в меня и в Вас. Как все современно! Невольный вздох облегчения я замечал у себя, когда читал у Конфуция, как всматривались его ученики (желающие постичь мудрость и не совершать ошибок) в окружающие их явления и трепетали от опасения искривить что - либо в себе, в окружающей их жизни и нарушить Гармонию. А императорские служащие соревновались в человеколюбии.
Как мудра и человеколюбива даже древняя дохристианская культура! Как велика человеческая способность к познанию себя и пониманию того, что вокруг нас. Как щедро вознаграждаются умудренностью ума те, в ком есть огненно - бескорыстное стремление к познанию Истины. И это всё – независимо от времени и места, где протекала жизнь, культурных и религиозных традиций. Как сильно в любом человеке стремление к истине, правде и красоте! Это не может не удивлять, вдохновлять и вселять оптимизм. А известная христианская истина, кажется, не противоречит всему сказанному выше: «Духовно – нравственный состав человека определяет абсолютно все стороны его жизни». Не исключая и профессиональной, - добавлю от себя.
И, на прощание последнее:
«Поучения Наставника слагаются чаще из знаний, которые сохранили для нас древние тексты. Но Наставник не нарушает молчания, размышляя о природе человека и о велениях Неба».