Найти тему

Приоритеты расставлены – действуйте!

Оглавление

Год назад наш вуз стал участником самой масштабной в истории современной России программы государственной поддержки развития университетов «Приоритет 2030». Какой импульс и за счёт чего получит СГУ как один из победителей конкурсного отбора? Об этом мы беседуем с ректором Саратовского университета А.Н. Чумаченко.

Фото Дмитрия Ковшова
Фото Дмитрия Ковшова

- Алексей Николаевич, одна из задач программы – повысить научно-образовательный потенциал университетов и их научных организаций. Задача понятная, очевидная, но звучит как лозунг. За счет чего конкретно она может быть решена и что уже не сделать за минувший год?

- Если проследить наш путь за последние десятилетия, то на рубеже 2000-х годов университетское сообщество стало осваивать новые формы научно исследовательского поиска, сотрудничества с самыми разными партнерами, государством. Это вылилось в активное участие в программах, грантах, проектах. По сути дела последние два десятилетия мы занимались освоением новых реалий. И сегодня, если какие-то научные группы временно оказываются без грантовой поддержки, они чувствуют себя неуютно и предпринимают активные усилия для того, чтобы стать участниками новой программы или проекта. Можно с уверенностью сказать: в научной среде сформировалось желание и умение работать, соответствуя самым высоким современным требованиям. Программа «Приоритет 2030» в этом отношении для наших специалистов является исключительно важной и эффективной государственной поддержкой. Конечно, мы бы очень огорчились, если бы не выиграли конкурс. Но мы его выиграли! И теперь на средства, которые выделяет государство, нам предстоит до 2030 года реализовать сразу пять стратегических проектов: «Технологии персонализированной медицины», «ИКТ - электроника», «Химия и новые материалы», «Цифровой университет» и «Учитель в образовательной парадигме».
К каждой новой программе нужно в хорошем смысле приспосабливаться. Задачи «Приоритет 2030» заметно отличаются от тех, которые нам предстояло выполнить раньше, когда мы получили статус национального исследовательского университета. Тогда нам выделяли средства на развитие университетского комплекса в целом. Сейчас акценты смещены на достижение практических результатов от каждого заявленного стратегического проекта.
Программа стала более предметной. Образно говоря, если мы заявим, что хотим построить луноход к такому-то году, то к указанной в проекте дате он должен быть готов. Если мы заявляем в своих стратегических проектах о новых исследованиях и задачах, о разработке технологии, конкретного прибора – то к определенному сроку наши цели должны быть достигнуты. Для этого нам предстоит сделать очень многое – прежде всего отказаться от неэффективных структур, создать новые, работающие исключительно на практический результат. Не сомневаюсь, что достижение целей стратегических проектов поможет и решению задач общего развития университета.

- Генеральная цель программы «Приоритет 2030» – нарастить создание новых научных результатов, технологий и разработок. Исследования по направлениям, заявленным в стратегических проектах, идут уже не первый год. В чем уже сейчас СГУ является очевидным лидером?

- Сейчас мы сконцентрировались на пяти проектах – прежде всего на тех, которые готовы представлять именно наш классический университет. Научный поиск в университете идёт широко и разнообразно, хотелось бы максимально поддержать все наиболее интересные исследования. Конечно же, проекты должны подтверждаться теми реальными достижениями, что уже есть в университете, развивать и дополнять их, выходить на решение новых задач. Пришлось проделать огромную экспертную работу, заново переоценить результаты самых разных подразделений, доказать, что их усилия сегодня в авангарде идей, наиболее востребованных временем. И так – по каждому направлению.
Например, сегодня порядка 40 процентов средств, которые осваивает университет благодаря самым разным грантам, дают исследования в области медицинских технологий. В СГУ уже создана масштабная исследовательская инфраструктура, наработан огромный объём материала. Многие годы наши специалисты занимались медицинской тематикой на стыке физики, математики, кибернетики, химии, что, собственно, в конце концов и привело к созданию факультета фундаментальной медицины и медицинских технологий. Сегодня наш университет обладает уникальным потенциалом, позволяющим готовить специалистов на междисциплинарной основе. Стратегический проект «Технологии персонализированной медицины» – логичный этап дальнейшего развития медицинской тематики в исследовательской и образовательной практике университета.
Ещё один стратегический проект, «ИКТ – электроника» посвящён такому интересному направлению, как Информационно-коммуникационные технологии. Фундаментальную основу этому направлению, конечно же, заложили своими многолетними достижениями наши физики. Саратовский университет всегда был силён в данной области, и не только фундаментальными исследованиями. Взять хотя бы для примера исследования нашего молодого учёного Александра Владимировича Садовникова. Уже сейчас он научный руководитель и исполнитель большого числа российских и зарубежных проектов и грантов, имеет ряд патентов на изобретения и полезные модели. Александр Владимирович занимается вопросами микромагнетизма, поиском новых носителей информационного сигнала. В частности, он участвовал в создании уникальных по своим свойствам меандровых пленок на основе ферромагнитных сплавов CoFeB. Его работа в области магнитных метаматериалов объединяет фундаментальные знания и передовые технологии: именно сочетание фундаментальной науки и новых решений, методов, инструментов рождает прорывные идеи.
Научные группы классического университета разработали новые материалы для создания высокоточных детекторов. Это направление также входит в стратегический проект «ИКТ – электроника».
У нас есть замечательные результаты по созданию новых материалов у химиков и физиков – их разработки мы сегодня доводим до стандартов практического производственного применения. Например, новый материал для дорожного покрытия - фосфогипс дорожный. Его производство отличается низкой себестоимостью, а использование вдвое увеличивает срок безремонтной эксплуатации автомобильных дорог. На рынке дорожно-строительных материалов он не имеет аналогов. На базе технологии получения фосфогипса наши исследователи планируют создавать целую линейку специальных материалов для железнодорожной отрасли. Разработка новых материалов является частью стратегического проекта «Химия и новые материалы».
Причем в основе этих результатов – опять же междисциплинарный подход, характерный для классического университета. Например, профессор Ольга Евгеньевна Глухова, являясь физиком, вместе со своей командой разработала уникальный программный комплекс, позволяющий создавать по заданным параметрам модели новых гибридных наноматериалов на основе углеродных нанотрубок и графена, а это реальный прорыв в области наноэлектроники и биоинженерии.
Если говорить об условиях развития всех наших стратегических проектов, то без современных подходов, в том числе цифровизации, они вообще не осуществимы. «Цифровой университет» – наше неизбежное будущее. Это одна сторона стратегического проекта. А вторая, не менее важная - мы претендуем на то, что Саратовский университет способен производить принципиально новые программные продукты в области цифровых технологий. Наши программисты - одни из лучших не только в стране, но и в мире. Поддержка государства поможет мотивировать их на решение новых интересных задач.
Сегодня Саратовский университет обладает мощным кадровым ресурсом – талантливыми программистами, математиками, специалистами в области моделирования. То, что, например, близко мне как специалисту-географу, – это создание информационных моделей пространственных данных. Современные карты напрямую связаны с процессами цифровизации. Для систематизации всех пространственных данных о территории России создана «Единая цифровая платформа "Национальная система пространственных данных"». Саратовская область вошла в пилотный проект по реализации на территории региона госпрограммы «Национальная система пространственных данных». При создании этого информационного ресурса потенциал СГУ можно использовать с ещё большей эффективностью.
Особого внимания заслуживает тема педагогического образования. Я уже говорил, и не раз, что мы в какой-то степени рисковали, заявляя проект педагогического направления. Ведь стратегические задачи, на которые нас ориентировал конкурс, это в конечном виде продукт, который, образно говоря, можно положить на полочку. Если он не в «железе», то это технология, совсем близкая к производству, к инновациям, к прямому практическому применению. Но наши аргументы услышали! Их актуальность подтвердилась всем ходом обсуждений, потому что проблема педагогических кадров обрела государственный масштаб, о ней стали говорить не только в Министерстве просвещения.
С одной стороны. правительство страны сегодня делает ставку на молодых ученых. А с другой, как можно говорить о новой формации исследователей без повышения качества и уровня подготовки абитуриентов к освоению программ высшей школы? Надо признать, что в какой-то период профессия педагога перешла у нас в разряд непрестижных. Сильно понизился уровень подготовки школьников. Сейчас ситуация меняется на глазах, и нам приятно осознавать, что СГУ внёс в это свой значительный вклад, реализуя собственные уникальные проекты. Сегодня в университете есть конкурс по всем направлениям педагогической подготовки
Так что новый стратегический проект «Учитель в образовательной парадигме» позволит реализовать на совершенно ином уровне уже накопленный опыт непрерывной подготовки на базе СГУ педагогических кадров для образовательной системы региона.

- Какие возможности открывает осуществление стратегических проектов конкретно для каждого студента, молодого ученого, преподавателя, сотрудника СГУ?

- Начнем со студентов. Не может быть серьезного образования в вузе без серьезной науки. Университет - это не продолжение школы. Если говорить о качественном университетском образовании, то оно в обязательном порядке опирается на опыт признанных научных школ. Студенты, занимающиеся наукой, имеют все шансы стать по-настоящему творческими исследователями. Если посмотреть статистику по количеству грантов, которые выполняют молодые учёные, то Саратовский университет – один из лучших в стране по этим показателям. А это и возможность заниматься любимым делом, и зарабатывать деньги. Те, кто научился работать с грантами, получают солидную прибавку к зарплате. Во всех стратегических проектах ставка делается на мотивацию молодых учёных и взаимодействие с научными коллективами. Участие в программе - это новые перспективы. Кроме того, выделяемые средства позволят сконцентрировать уже имеющиеся ресурсы, что тоже очень важно.

- Саратовский классический университет активнейшим образом участвует в социально-экономическом развитии региона на протяжении всей своей истории. Что нового в этой связи удастся осуществить в формате программы «Приоритет 2030»?

- Саратовский университет остаётся главным поставщиком кадров для предприятий региона. Теперь перед нами поставлена задача подготовки кадров для отраслей, которые будут определять технологическое будущее нашей страны. Любая программа, в том числе «Приоритет 2030», – это в конечном счете повышение уровня подготовки кадров. Если у нас есть деньги на науку, значит, укрепляется лабораторная база, улучшаются условия обучения специалистов. Хотя классический университет традиционно занимается фундаментальными исследованиями, мы последовательно и неизбежно движемся в сторону инновационного применения полученных знаний. Сегодня наши разработки регулярно доходят до производства. У нас много успешных проектов на базе интеграций вузов и предприятий.

- Какие приоритетные задачи ставит перед собой университет на следующий год в связи с дальнейшим участием в программе?

- Наша самая насущная задача - научиться доводить исследования до гораздо более высокого уровня технологической готовности. Здесь нам ещё многое предстоит сделать. Технологическая цепочка пока плохо отработана. Нет серьёзной инженерной прослойки, нет структур, которые могли бы наши идеи воплотить и реализовать в «железе».
Я не говорю, что мы должны сами претворять в продукт каждую свою идею, но доводить разработки до определённого уровня практического применения необходимо. Сейчас вот обсуждаем с молодым профессором, учёным-физиком Анатолием Сергеевичем Караваевым, как построить структуру, которая будет доводить до производственной кондиции наши разработки. Там будет работать молодёжь, которой предстоит идти дальше, научиться решать те вопросы, которые мы пока ещё решаем далеко не в полной мере.

Газета «Саратовский университет»

♦♦♦ Новости СГУ читайте в нашем телеграм-канале

Жизнь СГУ во всём её многообразии – в паблике ВКонтакте

Свежие видео – на Rutube-канале