Найти в Дзене
Ника Калашникова

Cущественные "Поправки" Джонатана Франзена

эта книга о Рождестве. не целиком конечно, но она вся пропитана атмосферой и ожиданием этого праздника. в центре сюжета большое семейства со среднего запада: отец, мать, двое их сыновей и младшая дочь, а также трое внуков от старшего сына и его жена, и все они вовлечены в планирование праздника. разговоры о нем ведутся с весны. шутка ли, старики-родители говорят, что это их последнее рождество… но у детей свои планы, ведь они они уже и сами уже взрослые. старший сын - отец большого семейства. средний сын потерял работу и в кризисе от краха отношений… но у него всё должно вот-вот поправиться, нужно лишь наконец закончить сценарий к фильму... дочь - шеф-повар и трудоголик с большими амбициями, но в её личной жизни кажется тоже что-то пошло не так… каждый в виду своих жизненных обстоятельств, герои повествования переживают сложный период. автор подводит их к моменту когда по-прежнему уже не будет: жизненно необходимо внести некие “поправки”. но причины событий часто гнездятся, в поступка
фото @ronster_production
фото @ronster_production

эта книга о Рождестве. не целиком конечно, но она вся пропитана атмосферой и ожиданием этого праздника.

в центре сюжета большое семейства со среднего запада: отец, мать, двое их сыновей и младшая дочь, а также трое внуков от старшего сына и его жена, и все они вовлечены в планирование праздника. разговоры о нем ведутся с весны. шутка ли, старики-родители говорят, что это их последнее рождество…

но у детей свои планы, ведь они они уже и сами уже взрослые. старший сын - отец большого семейства. средний сын потерял работу и в кризисе от краха отношений… но у него всё должно вот-вот поправиться, нужно лишь наконец закончить сценарий к фильму... дочь - шеф-повар и трудоголик с большими амбициями, но в её личной жизни кажется тоже что-то пошло не так…

каждый в виду своих жизненных обстоятельств, герои повествования переживают сложный период. автор подводит их к моменту когда по-прежнему уже не будет: жизненно необходимо внести некие “поправки”. но причины событий часто гнездятся, в поступках совершённых в прошлом. как отследить и исправить эти промахи? возможно нужно вернуться туда, откуда всё началось - в отчий дом. они должны собраться там снова, вероятно, в последний раз. что из этого получиться? да и получится ли собраться всем вместе?

эта книга, как обычно у Франзена, обо всём сразу, но в первую очередь она о семейных отношениях. как бы ни были сильны центробежные силы в обществе, какими бы разными ни были заряды самореализации каждого из детей, родительская семья - это ядро вокруг которого каждый из них вращается на своей орбите. даже если и думать об этом не хочет, эту данность не изменить. но поправки всё же необходимы, они неизбежны.

одна из таких поправок - старость. сама по себе она не проблема. проблема в немощах которые ей сопутствуют. в поправках также переодически нуждаются жизненные цели каждого из членов семьи, после того как курс сбился; а причин тому предостаточно: личные - эмоциональные шторма отношений, выгорание, депрессия; и общие: процессы развития общества, кризис мелко-бурзуазного мышления вовлеченного в гонку перепотребления, зависимость от политики фондовых рынков, полемики гендерных отношений, большевизма и анархизма в американском обществе (это не шутка, Франзен рассуждает об этом с настойчивым напором), а ещё экономический кризис… в Литве, только что вновь образованной после распада СССР…

если такой разброс тем вас не испугал, смело выберите эту книгу для рождественских каникул.

от себя добавлю, что это третья книга автора (почти подряд) которую я читаю за последние несколько месяцев. так получилось, что для себя я открыла Джонатана Франзен только в этом году. он заинтересовал меня как явление в современной американской литературе, как филолог с глубоким знанием русской литературы (при внимательном почтении, вы без труда найдете многочисленные отсылки в тексте), как гражданин глубоко рефлектирующий процессы внутри своей страны и человек имеющий исключительный интерес к тому, что случилось с распадом СССР. как я понимаю, эти темы для него сквозные и проходит через всё творчество.

и всё же я не могу сказать, что это мой любимый автор. есть особенности которые мне набили оскомину: часто открытые концовки, оборванные сюжетные линии; зачастую герои второго плана как будто проваливаются в пропасть авторского забвения. остается загадкой зачем им было отдано так много страниц описаний. а описаний и без того не мало - все книги весьма объемные. отдельно отмечу, характерный авторский приём: наделения подвижным психологизмом все процессы и явления, почти без исключения. сначала она привлекает узнаванием в ней традиций русской литературы девятнадцатого века. однако, со временем, такая эмоциональная тотальность начинает утомлять своей тяжеловестностью, перегруженностью. кажется, невозможно подойти к описаниям с большей добросовестностью чем Франзен, он как будто подкупает читателя своей чрезвычайной заботливостью - вы всё поймете правильно, всё что автор так рвётся вам рассказать. и тут одно из двух: либо вас начнет это тяготить в процессе прочтения и есть шанс не вытянуть такой протяженный забег, либо, приняв его стиль изложения безоговорочно, вы так приживетесь в этой семье, что рискуете почувствовать себя брошенным по окончании романа.

фото @ronster_production
фото @ronster_production