Найти тему
12 лет в школе

Обучение чтению через психотерапию

Часто спрашивают с какого возраста можно обучать чтению. И каждый раз, когда я слышу этот вопрос, вспоминаю одного мальчишку, с которым познакомилась лет семнадцать назад. Тогда я ещё не работала в школе, а училась в аспирантуре и подрабатывала в дошкольном центре раннего развития.

В основном ко мне учиться читать приходили дети 3-4 лет. А потом пришёл Максим. Шести с половиной лет.

Зашёл ребёнок в кабинет, увидел на стенах плакаты с буквами и в слезы - "не хочу читать!"

Я его кое-как успокоила - мол, не хочешь, не надо, давай просто поиграем, благо игр в кабинете было много. И вот мы играли, и я ребёнка распрашивала, кто пытался учить его чтению.

Мама, бабушка, а потом какая-то тётя. Буквы парень знал, все. В принципе, читать тоже умел: "Эм! А! - МА! Шэ! А! - ША!" Что получилось? Неизвестно.

И вот наша с Максимом работа началась с разговора. Спрашиваю - почему читать не хочешь? Максим рассказывает, что это трудно и ничего непонятно. Я тогда предлагаю - давай я буду читать, а ты будешь слушать.

Максим соглашается - я начинаю писать в тетради слоги с буквой "С", рассказываю сказку, что буква "С" очень любит дружить с другими буквами: СА - любит дружить, СО, СУ. Потом пишу эти слоги вразнобой, спрашиваю Максима - может ему не будет очень сложно показать, где "С" дружит "СА".

Ему несложно, он показывает. Обводит найденные слоги цветным карандашом. Потом мы эти слоги называем. Потом находим и называем другие слоги. А после играем.

На втором занятии мы повторяем то, что было на первом - называем слоги, и я сообщаю Максиму, что он читает. Он мне не верит - потому что читать сложно, а ему не сложно.

Я ему говорю, что это потому, что он вырос. Теперь ему читать не сложно, поэтому можно спокойно начинать учиться, а если вдруг станет сложно - он всегда может остановиться и просто поиграть.

-Попробуем?

Максим не без сомнений, соглашается.

Спустя два месяца он уже читал.

Так вот - в принципе можно начинать учить читать и в 4 года и в 3 и даже в 2. Главное, не требовать от ребёнка больше, чем он может сделать. Чтобы при виде букв он не начинал плакать. Чем младше ребёнок, тем дольше будет процесс обучения длиться - это тоже нужно иметь в виду, приступая к обучению малыша. Чем младше ребёнок, тем короче должны быть уроки, и тем больше они должны походить на игру.